От редакции: Борьба борьбы с борьбой

Президент Дмитрий Медведев вчера подписал указ о национальном плане противодействия коррупции на 2012–2013 гг., а также обещал к 22 марта законопроект о контроле за расходами чиновников (см. статью на этой странице). Власть после голосования начинает осваивать повестку дня оппозиции. Но угнаться за лидерами общества трудно – документ во многом благословляет то, что уже давно делается. Указ предлагает, например, «продолжить работу по формированию в обществе нетерпимого отношения к коррупционному поведению». Предлагается также написать закон об общественном контроле, в котором определить полномочия институтов гражданского общества по осуществлению общественного контроля за деятельностью органов власти.

Во втором документе – национальном плане – есть указание правительству «принять меры по созданию эффективной системы обратной связи, позволяющей государству корректировать проводимую антикоррупционную политику на основе информации о ее результативности, полученной от населения и институтов гражданского общества». Медведев-премьер, таким образом, обещает создать систему обратной связи, которую не успел создать Медведев-президент.

В документах есть важные пункты, свидетельствующие о том, что авторы понимают тему: ротация чиновников, проверки со стороны кадровых служб, контроль за конфликтами интересов. Есть и давно обсуждавшийся контроль за расходами.

Но остановимся на секунду и скажем о главном. В борьбе с коррупцией принципиально важны отношения между субъектом и объектом. Опыт тех стран, где бюрократию удалось сделать чистой, свидетельствует: антикоррупционный орган, вооруженный самыми лучшими законами, но созданный коррумпированным правительством, не справится с задачей. «Результат в такой ситуации предсказуем: антикоррупционное агентство проиграет. Очевидно, что у любого правительства будет достаточно амуниции, чтобы возобладать над самым энергичным и благонамеренным антикоррупционным агентством», – говорит директор сингапурского Бюро по расследованию коррупционных практик Чуа Чер Як. Это принципиально важно. Уполномоченные борцы с коррупцией должны быть для коррупционеров не подчиненной, а высшей силой.

Никакого снисхождения не может быть ни родственникам, ни друзьям премьера, ни заслуженным людям с каким угодно количеством орденов.

Даже наоборот: друзья и родственники действующих политиков, известные и заметные люди должны быть предметом самого пристального внимания проверяющих и общества.

Есть ли у предлагаемых Медведевым мер шанс приблизиться к таким стандартам? Вот, например, мера по контролю за расходами госслужащих. Мера, конечно, заявлена, но воплощать ее предлагается, двигаясь по прежнему особому пути. Статья 20 Конвенции ООН о противодействии коррупции (о незаконном обогащении) в России неприемлема. Судя по словам Медведева, речь вообще не идет об уголовном преследовании провинившихся (только если будет доказано преступное происхождение средств). Чиновники должны будут «объяснять» законность покупки, стоимость которой превышает в 3 раза официальный годовой доход их семей. Не очень понятно, почему в 3 раза и какие объяснения будут считаться достаточными. Это вполне ожидаемо.

Конечно, какие-то меры будут частично эффективными. Применяться они будут избирательно, но уж точно посеют (и уже посеяли) страх в чиновничьем сословии. Скажем, публичное обещание Владимира Путина изжить конфликты интересов среди руководства государственных компаний с жаром выполняет сейчас Игорь Сечин (см. еще одну статью на стр. 01). Время от времени происходят увольнения топ-менеджеров – правда, об истинной причине обычно приходится гадать. Иногда мы слышим о задержаниях взяточников и раскрытии коррупционных схем. Но при нынешнем подходе любые результаты в виде снятых и посаженных коррупционеров будут «побочным ущербом» очередной схватки за передел влияния и денежных потоков. Без конкуренции за власть, т. е. без страха потерять все, так называемая элита очистить себя не сможет.