Константин Сонин: Время возможностей

Основная сложность «зимней революции – 2012» состоит, как ни странно, в том, что многие участники протеста с оптимизмом смотрят в будущее. В нашей стране сейчас столько возможностей – строить собственное дело, создавать свое имя, получать образование, завоевывать популярность, путешествовать, да что угодно делать, – что время, которое тратится на протесты, стоит слишком дорого. Тем более для тех, кто молод, кто образован, у кого высокооплачиваемая работа.

Возможности открыты не только для обычных граждан. Они появились в политике. Пятнадцать лет проблемой всех политиков, кроме одного, было то, что то, что они говорят и делают, никого не интересовало. Этот период закончился – граждане внимательно прислушиваются к словам и наблюдают за делами. «Рынок» никем не монополизирован: у Михаила Прохорова есть прекрасный шанс построить настоящую сильную партию, но и у Алексея Навального – прекрасная база для создания широкого движения, и у Алексея Кудрина. На левом фланге много возможностей: необходимость ухода Геннадия Зюганова на покой очевидна и есть несколько ярких молодых лидеров. Новое правительство тоже может стать «окном возможностей» – перемены настолько необходимы, что вакансий на всех уровнях должно быть много.

В других сферах возможностей еще больше. Борьба за звание «лучшего писателя России», несмотря на всю заслуженную славу Бориса Акунина, Дмитрия Быкова, Людмилы Улицкой, только начинается. А «публичных интеллектуалов» – тех, к чьему мнению по вопросам политики, культуры, образования прислушиваются миллионы, и вовсе нет. Или, лучше сказать, их слишком мало для такой большой страны. Так же как у профессиональных политиков, долгие годы проблема была в отсутствии спроса. Теперь спрос есть – тот, кто найдет мысли и слова, чтобы этот спрос удовлетворить, станет победителем.

Когда-то изгнание с центрального телевидения было концом карьеры. Леонид Парфенов доказал, что успешная жизнь и творчество возможны «после телевидения». А Ксения Собчак прямо сейчас доказывает, что только зритель решает, что и как ему смотреть. Если кого-то нет на ЦТ, можно просто переключиться в интернет. ТВ «Дождь» поломало миф о том, что, когда на основных каналах господствует «цензура серости», качественная тележурналистика невозможна. Прекрасно возможна.

Про возможности зарабатывания денег я вообще не говорю. Все то, что справедливо пишется про неэффективность российской экономики, низкую производительность труда, отсутствие конкуренции на потребительских рынках, – это все, считай, дополнительные возможности извлекать прибыль. Начать заниматься бизнесом было легче в 1990-е, но зарабатывать деньги легче сейчас.

Тот факт, что коррупция сделала и госсектор местом для зарабатывания больших денег, конечно, звучит пессимистично. Но, с другой стороны, дает еще больше возможностей новым политикам.