От редакции: Зачем Пекину политические реформы

Премьер Госсовета КНР Вэнь Цзябао, второй человек в партийно-государственной иерархии, заявил недавно о необходимости политических реформ. Слова высокопоставленного 70-летнего бюрократа, полномочия которого истекут осенью на будущем съезде Компартии Китая (КПК), на первый взгляд выглядят обычной риторикой. Об изменениях в общественно-политической системе китайские руководители говорили и раньше. Но выступление премьера отличалось от прежних заявлений повышенной эмоциональностью и тревожной оценкой текущей ситуации. По мнению Вэнь Цзябао, страна не изжила последствий феодализма и культурной революции 1960–1970-х гг. и нуждается в неотложных реформах, которые должны сблизить политическое и социальное развитие с экономическим.

В противном случае, предупредил он, Китаю могут угрожать серьезные внутренние потрясения и даже рецидив культурной революции, отбросившей страну назад в экономике и гуманитарном развитии. Один из лидеров КНР уже согласился на ослабление политической гегемонии КПК. На сессии Всекитайского собрания народных представителей он пообещал вести диалог с сетевыми критиками власти. «Я думаю о приглашении некоторых представителей тех, кто в регулярном порядке делает критические замечания о правительственной работе, в Чжуннаньхай (резиденцию правительства. – «Ведомости»), где мы смогли бы провести обсуждение интересующих их проблем с глазу на глаз», – заявил он.

Казалось бы, у лидеров страны, которая стремительно развивалась в последние десятилетия и стала примером «правильной» модернизации для отечественных государственников и коммунистов, нет причин для серьезного беспокойства. Однако китайские руководители понимают, что быстрый рост экономики резко ускорил социальное расслоение и стимулировал диспропорции в развитии регионов. Коэффициент Джини, отражающий разницу в доходах между богатыми и бедными, по расчетам Всемирного банка, увеличился в 1985–2008 гг. с 0,33 до 0,48 (в России в последние годы он колеблется на уровне 0,41–0,42). По расчетам экспертов, в 2009–2011 гг. значение коэффициента для Китая превысило 0,5, при том что критической специалисты считают цифру 0,4. Растет разрыв в заработной плате и доходах между топ-менеджерами и служащими, квалифицированными и неквалифицированными рабочими, горожанами и крестьянами.

Развитие капитализма, строительство передовой инфраструктуры и новейших торговых комплексов для китайской деревни нередко оборачивалось принудительным изъятием земель. Миллионы людей вынужденно покинули родные места, нередко превратившись в деклассированные городские низы. По данным ооновского исследования человеческого развития в Китае (2005 г.), подушевой доход в наиболее развитых провинциях превышал доход в наименее развитых регионах в 5,6 раза. Передовые Пекин и Шанхай по индексу развития человеческого потенциала (около 0,9) сопоставимы с европейскими государствами, тогда как Гуйчжоу и Тибет (0,64 и 0,57) ближе к африканским странам.

Отсутствие продуманной социальной политики при возросшей коррупции в госаппарате привели к обострению недовольства горожан и крестьян во внутренних провинциях, меньше всего выигравших от реформ. В стране усилились антикапиталистические настроения, ностальгия по равенству времен культурной революции. По мнению заведующего сектором Азиатско-Тихоокеанского региона ИМЭМО РАН Александра Федоровского, китайское руководство осознало: политический авторитаризм не соответствует открытой экономике и уровню общественного и социального развития, не позволяет верно оценить градус общественного недовольства и может угрожать дальнейшему развитию. Не стоит ожидать от лидеров компартии быстрой демократизации, вероятно, они будут строить управляемую демократию по образцу Сингапура или переходного периода в Южной Корее. Но первые шаги уже сделаны: КПК согласилась на прямые выборы глав сельского самоуправления, на очереди – выборы глав «продвинутых» городов и их районов по образцу Гонконга.