От редакции: Партийный супермаркет Медведева

Партийная жизнь в России при Дмитрии Медведеве станет, вероятно, веселей. Для регистрации партии будет достаточно 500 членов, отчитываться перед Минюстом они будут не ежегодно, а раз в три года. Депутаты одобрили закон «О политических партиях» в ускоренном темпе, срок принятия поправок был сокращен с месяца до двух недель, все три чтения прошли меньше чем за месяц. Он вступит в силу уже в нынешнем апреле. Означает ли это скорое наступление политической весны?

Запросы непарламентской оппозиции были более масштабными. К принятому медведевскому проекту они предложили поправки, которые должны были еще больше ослабить бюрократические рычаги управления политическим рынком. Предлагалось лишить Минюст права ликвидировать партии в случае сокращения их численности, лишить права запрашивать список членов, перестать требовать регистрации поправок в реестр юрлиц. Было бы естественно и освободить партии от предоставления ежеквартальных отчетов о поступлении и расходовании средств избирательным комиссиям – ведь ежегодную финансовую отчетность заменили на отчетность раз в три года (в итоге в ст. 34 закона один пункт говорит об отчетности раз в три года, а другой – о ежеквартальной). Кроме того, оппозиция требовала обязать Минюст предоставлять исчерпывающий список претензий тем, кому отказали в регистрации, и ввести закон в действие в ближайшие недели, а не в январе 2013 г. Только эти две последние поправки, не самые важные, и были приняты.

Несмотря на все изменения, закон позволяет Кремлю сдерживать независимую партийную активность в стране. Во-первых, сохраняется контроль на входе, позволяющий удалять с рынка идей и программ нежелательных игроков. Во-вторых, резкое снижение численного барьера – с 40 000 до 500 (в 80 раз) – означает смену тактики. Вместо нескольких полностью контролируемых партий теперь Медведев санкционировал создание десятков и сотен малоконтролируемых, но полностью безопасных псевдопартий. Но это все равно позволяет создавать в России вполне настоящие партии ради участия во вполне настоящей политике.