Николай Злобин: Военно-политическая дружба США и России

Есть что-то символичное в том, что Дмитрий Медведев завершает свою глобальную активность на высшем уровне встречей с Бараком Обамой, а Владимир Путин сразу после президентской инаугурации в мае начнет свою международную деятельность также со встречи с президентом США. С одной стороны, это хороший способ с обеих сторон обеспечить фундаментальную преемственность взаимной политики и сразу на высшем политическом уровне определить ее приоритеты на новый период. С другой стороны, это возможность продемонстрировать как всему миру, так и своим обществам исключительную важность отношений этих двух стран независимо от того, сохранится ли термин «перезагрузка» для их характеристики.

Если отрешиться от излишней драматизации, которая часто сопровождает разговоры о российско-американских отношениях, то нужно признать, что они сегодня находятся во вполне удовлетворительном рабочем состоянии. В мире сегодня нет причин для глубокого и масштабного конфликта между Вашингтоном и Москвой и не предвидится их появление. Национальные интересы США и России при всей их разнице входят в противоречие друг с другом по сравнительно небольшому числу позиций, в то время как по большинству международных вопросов они поразительно близки. Спору нет, между Москвой и Вашингтоном есть острое несогласие по ряду проблем – от европейской ПРО и ситуации в ряде стран Ближнего Востока до политики на постсоветском пространстве и конфигурации глобального энергетического рынка. Разногласия между странами то тем или иным вопросам – естественная и закономерная вещь в международных отношениях, было бы странно, если бы их не было. Чем бы тогда занимались дипломаты? Однако наличие разногласий отнюдь не делает те или иные страны противниками. У Вашингтона есть еще больше политических разногласий, например, с Парижем или Исламабадом, однако они являются политическими партнерами и военными союзниками. Можно вспомнить длинный перечень острых противоречий между, скажем, Парижем и Лондоном. Поэтому не стоит, как это иногда делается во внутренних пропагандистских целях, преувеличивать остроту разногласий Москвы и Вашингтона – не они определяют суть их нынешних взаимных отношений. Это первое.

Во-вторых, современная Россия – сильно американизированная страна, если посмотреть на образ и стиль жизни людей, массовую культуру, информационное и образовательное пространство. Америка является важнейшим фактором российской внутренней политики. Политическая система России близка к системе американской, о которой даже Владимир Путин не раз высказывался в самых положительных выражениях. Да и свою избирательную кампанию он провел в стиле типичного кандидата в президенты США. Тем удивительней было наблюдать взрыв антиамериканизма, который захлестнул Россию в последние несколько месяцев. Конечно, отчасти его причиной стала предвыборная борьба, однако можно понять американцев, которые видят, как, с одной стороны, их страна ежедневно объявляется в государственных СМИ России главным врагом, а с другой – российские лидеры настаивают на том, чтобы США передали часть вопросов своей стратегической безопасности в их руки в качестве главного условия договоренности по ПРО. Москве же не придет в голову поделиться обеспечением своей национальной безопасности, скажем, с нынешней Грузией, хотя в военно-техническом отношении это было бы логично. Как и в примере с США, колоссальное политическое недоверие к Тбилиси не позволит Москве это сделать. Очевидно, что у России и у США сегодня по разным причинам есть основания для недоверия друг к другу. Но если в Америке недругами России является не очень значительная часть старшего политического поколения, связанного с холодной войной и доживающего свое время, то в России антиамериканизм охватил почти весь ее политический класс, включая молодежь, что заставляет американский истеблишмент крайне скептически смотреть на возможность компромисса по вопросам безопасности. Другими словами, антиамериканизм, эффективно используемый российской властью для укрепления своих позиций внутри страны, не менее эффективно наносит вред стратегической безопасности России.

В-третьих, отношения США и России продолжают оставаться сугубо военно-политическими, что в условиях глобальной экономики является абсурдом. Их не удалось трансформировать в отношения двух экономик, как это произошло, скажем, в отношениях США и Китая, США и Латинской Америки и т. д. Узкая военно-политическая заточенность отношений Вашингтона и Москвы делает их весьма уязвимыми для любых разногласий в этой сфере, а отсутствие экономических интересов и прибыли препятствует формированию влиятельных групп в обеих странах, заинтересованных в стабильности взаимных отношений, как это произошло в отношениях США и Китая. Пока российско-американские отношения не начнут приносить серьезную экономическую прибыль национальному бизнесу обеих стран, они так и будут напоминать американские горки, а их суть – сводиться к постоянному, но бесполезному пересчету ракет друг у друга. Нынешняя антиамериканская кампания в России еще раз продемонстрировала, что если нет больших взаимных экономических проектов, то любые политические разногласия становятся главным в отношениях между странами и превращают их в монополию людей, делающих свою политическую карьеру на конфронтации, а деньги – на ее пропаганде.

В-четвертых, при всех экономических и политических потерях, которые Америка понесла в последние два десятилетия, она все же продолжает оставаться единственной сверхдержавой мира, имеющей глобальный подход и без участия которой ни один важный вопрос мировой политики не может быть разрешен. Вольно или невольно США выступают в роли основного и очень сильного конкурента других стран во всех областях, где американцы имеют свои интересы. Америка является основным геополитическим, экономическим и культурным конкурентом России. Безусловно, сегодня Россия по многим направлениям слабее США и проигрывает в этой конкуренции. Однако это не делает две страны противниками и врагами. Задача России – радикально повышать свою конкурентоспособность, а не тупо объяснять американскую конкуренцию враждебным отношением США к России. Конкуренция – не вражда, тем более военизированная, а нормальное состояние международных отношений. Так было всегда, и так будет впредь. Считать конкурента врагом можно только по глупости или ради манипулирования общественным мнением.

Конечно, США и Россия имеют национальные интересы, которые не во всем совпадают. Очевидно, что США, являясь страной глубоко демократичной в своем внутреннем устройстве, зачастую проводят внешнюю политику, далекую даже от элементарных демократических принципов. Внешнеполитические традиции демократии США гораздо слабее, чем внутренние. Их надо жестко критиковать и с ними смело конкурировать. Россия тоже далека от идеала. Однако обе страны являются объективными геополитическими союзниками, а любая конфронтация между ними пагубна в первую очередь для них самих.