Александр Грек: О разнице между машинами

Всегда кажется, что чем дальше, тем техника будет совершеннее. Но это не так. Самые настоящие самолеты остались в тридцатых. Именно поэтому пилоты современных сверхнадежных компьютеризированных пассажирских «Боингов» и «Эйрбасов» в свободное от работы время пересаживаются на поршневые самолеты и гоняют в гонках Red Bull Air Race. Почему поршневые? Потому что именно они дают наиболее полное ощущение полета. Это вам любой чемпион мира по аэробатике скажет.

Точно так же мы и оглянуться не успели, как настоящие автомобили ушли в прошлое. Помните, на чем ездили герои первого драйверского боевика «Форсаж», вышедшего в 2001 году? Вряд ли. Банда Доминика грабила трейлеры на черных Honda Civic coupe, и о таких машинах мечтали все мальчишки во дворе. Кто мечтает о Civic'е 2012 года? Вряд ли даже десятиклассницы.

А Ford Gran Torino 1972 года из одноименного фильма Клинта Иствуда? А Ford Mustang Shelby GT500 Eleanor 1967 года выпуска из «Угнать за 60 секунд»? Эти автомобили играли главные роли наравне с актерами. Для поиска настоящего американского автомобиля-героя сценаристам пришлось отправляться в семидесятые. В гоночных боевиках начала нашего века почти все герои из Японии. Для съемок фильма «Тройной форсаж: токийский дрифт» съемочной группе пришлось закупать огромное количество автомобилей с правым рулем в Японии: многие модели даже в Америке не производились. И до сих пор люди, понимающие в автомобилях, носятся по Москве в поисках праворульных Nissan Skyline GT-R выпуска 1990-х годов.

Это лишь маленький перечень великих автомобилей, и их объединяет одно: они были. Последними настоящими автомобилями оставались два японца: Mitsubishi Lancer Evolution и Subaru Impreza STI. Полноприводные, турбированные, почти раллийные автомобили позволяли делать все что угодно на любых дорогах — от гравийных покрытий до гладкого асфальта гоночных трасс. Управление этими автомобилями требовало сложных навыков, понимания работы всех механизмов. Это было настоящее искусство. Впрочем, уходящее — в последних моделях механика все больше уступала электронике. Знаменитый раллист Геннадий Брославский, в жилах которого вместо крови тек высокооктановый бензин, когда-то тестировавший для нашего журнала экстремальные автомобили, говорил: «Эти автомобили всегда были в особой лиге. Но мне все-таки ближе более ранние, совсем “злые” и в полной мере “механические” Subaru Impreza WRX STI 22B и Mitsubishi Lancer Evolution VI».

Но и эта парочка уходит в историю. В прошлом году компания Mitsubishi объявила, что Lancer Evolution X будет последним в этой легендарной линейке. Subaru держится из последних сил, но собственных средств этой легенде автопрома уже не хватает, и она начинает заигрывать с автогигантами. На смену воняющим бензином механическим монстрам приходят безопасные экологические электротележки.

«Те машины можно было любить, — как-то сказал мне Брославский, — на нынешних — только ездить».

Автор — главный редактор «National Geographic Россия»