От редакции: Борьба за избирателя Путина

Неправда, что в России нет политической борьбы. Она есть, и очень острая. У партий, которые в этой борьбе участвуют, есть лидеры, ясные экономические платформы, четко выраженные ценности и идеология. Нет лишь официальных названий и государственной регистрации.

Самые известные из прото- или псевдопартий – это «государственники» и «либералы», группы чиновников. Их лидеры меняются. По-видимому, сейчас их условно возглавляют Игорь Сечин и Дмитрий Медведев. Много лет эти партии сражаются за влияние на одного-единственного избирателя – Владимира Путина. Борьба двух крыльев всегда шла внутри правительства и администрации президента, а если и просачивалась в публичное пространство, то ненароком. Возможно, их конкуренция и взаимные нападки даже помогали Путину смотреть на ситуацию с разных сторон, находя баланс интересов разных групп влияния, – примерно так, как это происходит в открытой политической жизни в демократических странах.

Но, по-видимому, сейчас, накануне формирования нового правительства, острота противостояния достигла такого накала, что рамки кабинетных интриг стали тесны.

С одной стороны, в СМИ появилось много рассуждений о том, что Сечину не сработаться с Дмитрием Медведевым, которому Путин еще в сентябре пообещал пост председателя нового правительства. Медведев и Сечин друг друга на дух не переносят, наперебой делились с журналистами своими наблюдениями правительственные чиновники. К тому же Сечин слишком влиятелен, будет доминировать в кабинете Медведева, а последний с этим мириться не станет.

Одновременно появился своеобразный программный текст, подготавливающий почву для отказа от обещания назначить Медведева премьером. «По всей видимости, на меньшее, чем премьерство, да еще публично анонсированное, действующий президент не был согласен. Путин хотел избежать раскола, чувствовал свою ответственность за тандем – и, пойдя Медведеву навстречу, вскоре оказался перед целым списком требуемых от него новых уступок, заявленных от имени «передовых» граждан, собирающихся по периметру Кремля», – пишет в «МК» от имени некоего Клуба избирателей России и Владимира Путина бывший депутат Константин Затулин. По его мнению, надо устранить «двоевластие и путаницу» в стране, совместив посты президента и премьера.

Затулин резко критикует «антипутинскую партию внутри правящего класса, стоящую за спинами митингующих и последовательно выступающую за ослабление государства, уменьшение его влияния на все сферы жизни в России». Нетрудно угадать, кто имеется в виду.

«Либерал» Игорь Шувалов, без которого правительство Медведева будет неполноценным, оказался в центре скандала буквально через несколько дней. Газеты Financial Times и The Wall Street Journal одновременно и в подробностях расписали серию сделок с участием офшорной фирмы, бенефициаром которой выступает жена Шувалова Ольга, заработавшая на этих сделках более $100 млн.

Сделки, включая инвестиции в британскую сталелитейную фирму Corus и акции «Газпрома», были законными, признают обе газеты. А Шувалов – один из немногих российских чиновников, кто не скрывает своего богатства. Тем не менее осадочек остался, а вопрос о коррупции высших российских чиновников и их связях с бизнесом повис в воздухе. Как и вопрос о возможной отставке Шувалова.

Источник информации – бывший адвокат Шувалова Павел Ивлев, который был юристом ЮКОСа и вынужден с 2005 г. жить за границей, опасаясь расследований, связанных с процессами против Михаила Ходорковского. Почему-то Ивлев все эти годы молчал и именно сейчас захотел выступить со своими разоблачениями.

Ни думские, ни президентские выборы не дали шансов российским избирателям поучаствовать в реальной политической борьбе. И вот теперь есть эрзац политики: противостояние условных партий Сечина и Медведева. Каждая группировка здесь отстаивает более или менее понятные ценности. Их программы нельзя прочитать, но можно угадать. Жаль только, что голосовать будет все тот же один-единственный избиратель.