От редакции: Ревизионная комиссия

Объединение BRICS остается в большей степени маркетинговым ходом. И довольно удачным.

Как известно, индекс BRIC придумал для быстро растущих Бразилии, России, Индии и Китая главный экономист банка Goldman Sachs Джим О’Нил в 2001 г., чтобы успешнее продавать клиентам инвестиционные продукты. С течением времени страны, входящие в эту группу (недавно к ним добавилась ЮАР и название расширилось до BRICS), решили придать ей субъектности и стали проводить ежегодные саммиты; руководство стран-членов начало планировать работу с партнерами по BRICS и выделять на нее бюджет и кадры. Наблюдатели из развитого мира смотрели на все это и говорили: они слишком разные и не могут ни о чем договориться. При этом наблюдатели вслед за BRICS институализировались и начали изучать BRICS на постоянной основе.

Например, при Колумбийском университете есть исследовательский центр BRICLab (интервью его содиректора Маркуса Тройхо можно прочитать в номере от 26.03.2012), а исследовательская группа БРИКС (совместная инициатива Университета Торонто и Института международных организаций и международного сотрудничества ВШЭ) накануне саммита в Дели даже опубликовала статистический доклад об исполнении приоритетных обязательств, принятых на предыдущем саммите в Санье (Китай). Уровень исполнения признан достаточно высоким, что не должно смущать – пока что все соглашения в рамках саммитов BRICS формулировались достаточно неопределенно.

В Дели страны BRICS заявили о необходимости ускорения реформы МВФ (тема не новая, но теперь BRICS ставит в зависимость от реформы свою помощь фонду), о начале разработки проекта Банка развития и создании системы взаимного кредитования в национальных валютах. Все это темы ревизионистские по отношению к ранее сложившимся в мире правилам игры, собственно, только ревизионизм и объединяет такие непохожие страны. Даже если у них противоречивые интересы и они плохо договариваются по общим вопросам (как, например, по кандидатуре нового главы Всемирного банка), игнорировать выдвигаемые самыми мощными развивающимися экономиками лозунги остальному миру сложно. BRICS для участников – удачная маркетинговая площадка, на которой можно опробовать свои политические и экономические инициативы.