От редакции: Великие потребители

В 2009 году Дмитрий Медведев обязал руководящий состав своей администрации, а также министров силового блока письменно информировать президента о месте и сроках проведения отпуска. После странной истории с шумным «корпоративом» волгоградских чиновников, отправившихся на чартерном рейсе с женами и детьми на пикник в Италию, кажется, что это требование нужно распространить и на губернаторов. И на глав региональных правительств, и на региональных депутатов.

Но блогеры и пресса опередили законодательную мысль. Об итальянских каникулах новоназначенного и потому, видимо, неопытного губернатора Волгоградской области Сергея Боженова президент теперь точно знает. А главное – знает и общественность. Такие истории прорывались в эфир и раньше. Мы слышали о директоре ФСО Евгении Мурове в Куршевеле, о губернаторе (теперь уже бывшем) Павле Ипатове на яхте около Сицилии. Но вот оправдываться публичным персонам теперь приходится все чаще.

Волгоградцам даже пришлось объяснять народу, что полетели они в командировку по обмену аграрным опытом, да еще и на свои, а не на бюджетные, что странно: либо в командировку, либо на свои. А тут еще празднование католической Пасхи и государственные выходные в Италии, которые сильно затрудняют обмен опытом.

Чуть раньше за отдых в той же гостинице, Grand Hotel & La Pace в Монтекатини, пришлось оправдываться супруге российского президента Светлане Медведевой. Точно так же неуклюже, как волгоградские функционеры, пришлось оправдываться Московской патриархии за дорогие часы Breguet патриарха Кирилла: то их нет, то они есть, но не носятся, то пропадают с официальных фотографий.

Мы имеем дело с демонстративным потреблением высокопоставленных лиц, какового потребления общественное сознание не приемлет. В случае с чиновниками – потому что этого не позволяют их официальные доходы и официальная этика госслужащих, работа которых оплачивается нашими налогами. В случае с патриархом – потому что он монах и официальный моральный авторитет. Это показное потребление не для общества, а, очевидно, для таких же или близких по статусу людей. В узком кругу надо выглядеть богато, для общества надо выглядеть честно (вариант – бедно). Нельзя сказать, что общество никогда не встречалось с такими казусами.

Статусное потребление для представителей российской власти довольно традиционно, а российское общество традиционно же относилось к нему спокойно: до царя далеко, до Бога высоко; чиновники воруют, но делятся. Общество привыкло к позолоченным кроватям, «майбахам» с мигалками, Куршевелю и дорогим часам. Почему же статусные потребители стали все чаще оправдываться? Вероятно, действует сочетание нескольких факторов.

Во-первых, выросла степень информационной прозрачности, за которую надо сказать спасибо технологическому прогрессу. Теперь трудно быть до конца уверенным, что презентацию дорогих часов в узком кругу не посмотрит завтра весь интернет.

Во-вторых, готовность общества терпеть высочайшую коррупцию резко снизилась. Смотреть наверх критически стало модно и естественно. Об этом рухнувшие рейтинги доверия партии власти, изменившееся отношение к первым лицам власти и общественный протест, который выплеснулся на улицы в период между парламентскими и президентскими выборами.

В-третьих, меняется и политика по отношению к «кормлению» внутри властного сообщества. Теперь чиновник по-прежнему может получать коррупционные доходы, но должен научиться оправдываться за них, чтобы не портить имидж возглавляемой первыми лицами антикоррупционной кампании. Идет и избирательная борьба с коррупцией. Имиджевые потери властью осознаются, и попытки наказать отдельных граждан, берущих не по чину, предпринимаются.

На самом деле эти разоблачения и критика высокопоставленным статусным потребителям по-прежнему божья роса. Но сочетание вышеприведенных факторов увеличивает риски для каждого конкретного статусного потребителя, что хорошо.