Евгений Зуенко: Модель для порки

Как С. А. Фурсенко смог пережить удар коварного климата

Дерек Чисора на пресс-конференции выглядел довольно бледно. Звучит как неудачный каламбур, если знать, что речь идет о 120-килограммовом темнокожем громиле. Но Чисора и в самом деле выглядел светлее обычного — то ли оттого, что на него были направлены софиты сразу нескольких съемочных групп, то ли оттого, что он стоял перед камерами без привычных темных очков. Но скорее всего причиной этого оптического эффекта был тот непривычный для Чисоры факт, что ему приходилось вести себя хорошо.

Поясню: Дерек Чисора — британский боксер, выступающий в супертяжелом весе. Список его боев особого почтения не внушает, и будь профессиональный бокс обычным видом спорта, о существовании такого спортсмена еще ближайшие несколько лет знали бы только его соседи, родственники и чиновники английской федерации, отвечающие за продвижение молодых талантов. Но в боксе действуют несколько иные законы, и главной удачей в карьере Чисоры стало поражение от Роберта Хелениуса из Финляндии — в том бою Дерек заслужил как минимум ничью, а судьи отдали победу его сопернику. Так Чисора из обычного боксера враз превратился в Того Самого Парня, У Которого Украли Победу — а это совсем другое амплуа, другие деньги и ангажементы.

Дерек получил свои полдня славы и контракт на бой с Виталием Кличко. Это уже больше, чем он мог ожидать, но Чисора решил извлечь из ситуации еще немного и подошел к бою за титул творчески. Дал пощечину старшему Кличко на церемонии за день до боя. Плюнул в Кличко-младшего перед боем. Сцепился сразу после боя с другим британским боксером — Дэвидом Хэем и (в этом пункте показания очевидцев расходятся) заехал штативом от фотоаппарата по голове его тренеру. В общем, резко повысил рейтинг своих упоминаний в прессе.

Недоброжелатели часто используют профессиональный бокс в качестве страшилки, которая должна показать, как вредны для здоровья удары по голове и большие гонорары. Но самая неприятная особенность профессионального бокса состоит не в травмах, не в количестве раундов и не в отсутствии шлемов на головах. Главная беда как раз и состоит в том, что здесь царят такие представления о прекрасном, которым Дерек Чисора полностью соответствует.

Только вот со штативом Дерек чуть переборщил. Пришлось собирать пресс-конференцию, снимать темные очки и аккуратно зачитывать по бумажке выверенный текст о том, как он раскаивается и уважает соперников, их тренеров и домашних собачек их тренеров. И хотя привычных к скандалам и последующим извинениям сограждан он не убедил — британская федерация все же лишила Дерека боксерской лицензии за недостойное поведение, — но остальному миру хватило и пресс-конференции. Во всяком случае, менеджер Чисоры уже заявил, что Дерека ждут в Штатах. На родине Майка Тайсона, мол, он сможет развернуться по-настоящему.

В среде экспертов, специализирующихся на боксе, давно уже привычным стало рассуждать о том, как братья Кличко убивают тяжелый вес своими бесконечными победами и скучными хорошими манерами. О том, что бокс должен быть кровав и бодр, что только «новый Тайсон» (с татуировками, отсидками и репутацией гопника) вернет тяжелому весу рейтинги и славу.

В этих рассуждениях есть не просто зерно истины — там ее наберется целое зернохранилище. Бокс (а равно и борьба, фехтование, лыжи, сани и все прочее) выживет лишь в том случае, если научится быть интересным не специалистам, а широкой публике. Но кто сказал, что публика в боксе — особенно платежеспособная ее часть — состоит из людей, чей IQ исчисляется отрицательными величинами?

Автор — главный редактор журнала PROспорт