Максим Гликин: Астрахань – продолжение Болотной

«То, что Шеин начал голодовку, – это фатальная ошибка, которая хоронит его как политика <...> Вместо того чтобы принять поражение и спокойно работать дальше <...> он перестает есть, выталкивает себя в маргинальное поле <...> Он клоун и посмешище» – так депутат-единоросс Госдумы Владимир Бурматов отозвался о голодающем уже месяц кандидате в мэры Астрахани Олеге Шеине (цитата по «Газете.ru»). Кто такой Бурматов, помимо его соратников знают только в экспертном сообществе. Кто такой Шеин, знает теперь вся страна.

Политическая голодовка – дело распространенное. А фальсификациями на выборах вообще никого не удивишь. Но благодаря аскезе Шеина и его товарищей фокусы на выборах местного значения стали главной темой большой федеральной политики. Впервые в новом веке целая фракция повернулась спиной к национальному лидеру и во время его выступления вышла из зала. Астраханским феноменом занимаются высшие органы: Госдума, Генпрокуратура, Центризбирком, лично Владимир Чуров. Топовые ньюсмейкеры только и говорят что об Астрахани. В маленьком городе проходит митинг немаленький даже по столичным меркам. Областная полиция зовет подмогу из соседних регионов.

Тут, видимо, все сошлось: самопожертвование одного политика и масштаб затронутой им проблемы. Губернатор предлагал Шеину компромисс – хороший пост в областном правительстве. Эсер отказался: он голодает не за должность, а за честные выборы.

Однопартийцы тщетно уговаривают его начать есть. Но Шеин не меняет тактику поведения. Потому что, несмотря на мелкие уступки, по сути ничего не изменилось – ни с марта, ни с декабря. Жители этой страны по-прежнему не вольны менять власть по своему желанию и разумению, если власть резко этому противится.

Тема та же, что была на Болотной и на проспекте Сахарова. Тема, которая, кажется, приелась и многим их участникам, и даже лидерам несистемной оппозиции. Шеин ее не оставил. У него важный пост во всех смыслах слова. Он не кончается с Пасхой. Человек держит пост, дабы убедить, что невозможность честно выбрать мэра (к примеру, Астрахани) – не его личная трагедия, а беда всего населения.