Ольга Кувшинова: Переворот в мозгах

«Чтобы Россия была не только великой страной, но и страной, где комфортно жить, нужно существенное доверие внутри страны». Андрей Клепач, замминистра экономического развития

Доверие и профессионализм – вот два ключевых условия, на которых Минэкономразвития строит оба варианта макропрогноза – «сырьевой» и «интеллектуальной» экономики. Оба на самом деле равноправны, различие – в цели: попытаться стать сверхдержавой, т. е. страной, с которой вынуждены считаться остальные, или в первую очередь страной, которую уважают собственные жители. Второй вариант предполагает, что экономика растет быстрее мировой за счет большого желания бизнеса в нее инвестировать. Но для этого у него должен случиться «переворот в мозгах», выдохнул Андрей Клепач, уставший объяснять, что инвестиции в образование, науку, технологии могут быть не только госрасходами. Совет главного макроэкономиста страны – «жить по правде». Меньше болтать о демократии, а больше делать для экономики.

Совет такой же бесспорный, как то, что лучше быть богатым и здоровым, чем бедным и больным. Но, думается, для доверия, от которого зависят и инвестиции, и, в итоге, рост качества жизни, а не только нефтекубышки для спасения в очередной кризис, сначала нужен «переворот в мозгах» вовсе не у бизнес-элит. Недоверие общества к бизнесу, на что справедливо указывает Клепач, – это тоже производная от госполитики, однозначно продемонстрировавшей, кто в стране на самом деле вор и где ему место. Тут как ни старайся, зазывая вкладывать вдолгую, – доходность не оправдывает риска, если уголовные репрессии стали инструментом конкурентной борьбы, а суд не стремится отличать правых от виноватых. В УК в качестве преступлений фигурируют «извлечение дохода» (что вообще-то цель любой компании) и «в составе организованной группы» (компания и есть организованная группа), и, кажется, не только в МВД не понимают, при чем тут экономика.

Зачем вкладывать в то, что могут отобрать, – проще быстро заработать и вывезти. По шкале IMD, за 2005–2011 гг. Россия по эффективности бизнеса опустилась с 46-го на 54-е место из 59 стран. По эффективности госуправления в рэнкинге Всемирного банка из 216 стран – «прогрессировала» со 142-й до 133-й строчки между Лесото и Малави. Наличие «кучи партий», по мнению замминистра свойственное демократии, на эффективность политики позитивно вряд ли влияет. А вот договороспособность политических элит, их стремление повысить уровень комфорта в стране, реагируя на запросы, – наверняка.