Александр Вершинин: Полюс доверия

К каким хитростям прибегают продавцы машин ради выполнения плана

В этом году британский журнал Auto Express, ежегодно награждающий самые комфортные, самые надежные, самые управляемые современные машины, внес в традиционный набор номинаций приз за самый технологичный автомобиль. По результатам голосования им стал маленький бюджетный кроссовер Nissan Juke, опередивший в хит-параде и люксовые внедорожники Range Rover, и роскошные спорткары Jaguar. Как объяснили участники импровизированных выборов, Juke полностью оправдал ожидания покупателей по технологичной начинке, удивил передовым полным приводом, цветной парковочной камерой и возможностью проигрывания музыки со смартфона через автомобильные динамики. Конечно, аналогичные опции есть и в автомобилях представительского и бизнес-классов, но за иные деньги.

На беду производителям, сегодняшний покупатель избалован плодами научно-технического прогресса. Наличие климат-контроля и ксеноновых фар в базовой комплектации считается явлением само собой разумеющимся, а если аудиосистема подключена менее чем к восьми динамикам, на автомобиль, будь он четырежды победителем 24-часовой гонки в Ле-Мане, посмотрят косо и нарекут «нищебродским». Позерство потребителя и его финансовая несостоятельность вынуждают продавцов машин массового сегмента прибегать к хитростям ради выполнения плана по реализации.

Главное искусство автодилера наших дней в том, чтобы ни коем случае не разрушить уже готовый образ конкретной машины, сформированный в голове потребителя информационным шумом в прессе и интернете. Люди смотрят британский Top Gear, где Кларксон и команда ведут «неудержимый Toyota Hilux» к Северному полюсу, и им, естественно, хочется поставить такую же надежную, проходимую, полноприводную машину к себе в гараж. Понятно, с коробкой «автомат», кожаным салоном и круиз-контролем. И мало кто обратит внимание на лирический пассаж в рекламном буклете: «Стоит автомобилю выбраться на ровную дорогу — и система автоматического отключения переднего межколесного дифференциала обеспечивает мгновенное и мягкое переключение из полноприводного режима в заднеприводный». То есть на асфальте этот легендарный внедорожник вовсе не полноприводный и, учитывая пустой кузовной отсек над ведущей задней осью, зимой вряд ли обеспечит уверенность мечтающему о безопасной езде по льду и снежной каше водителю.

Потенциальному покупателю следует изучать информационные материалы о машине своей мечты так, будто он читает новый роман Умберто Эко. Каждое предложение на этих страницах — упражнение по семиотике. Допустим, если в списке дополнительных опций BMW 1-й серии вдруг возник пакет «складывающихся обогреваемых зеркал заднего вида», а в перечне стандартных опций об обогреве ни слова — это верный знак, что без моторчиков для складывания зеркал никакого обогрева не будет. Однако покупатель, пришедший за машиной из Баварии, даже представить себе не может, что эта элементарная технология не входит в базовую комплектацию недешевой машины гольф-класса. Ведь на более дешевых «корейцах» она давно есть! То же касается автоматической трансмиссии, обогрева сидений, парковочных датчиков, MP3-проигрывателя и прочих якобы элементарных технологий, которые, как нам теперь кажется, являются такими же неотъемлемыми частями конструкции автомобиля, как двигатель, колеса и клаксон. Но это только кажется. Чтобы не сожалеть о своем выборе уже через неделю после доставки автомобиля, приходится учиться читать между строк и никому не верить на слово.

Автор — продюсер сайта Агентства экономической информации «Прайм»