От редакции: Сибирь вне закона

Правительство готовится построить государство в государстве – госкомпанию по развитию Восточной Сибири и Дальнего Востока. Она получит фантастические полномочия и ресурсы и будет подотчетна только президенту.

Смысл новой госкорпорации, как и предыдущих, – создать некую специальную территорию с особыми правилами, где не будут действовать те институциональные ограничения, которые действуют во всей остальной стране. Нам кажется, что ограничений этих мало, а правительству, очевидно, кажется, что много.

Федеральные и региональные органы власти не смогут вмешиваться в работу госкомпании по развитию Сибири и Дальнего Востока. Для нее сильно упрощаются процедуры, регулирующие градостроительную деятельность и земельные отношения. Она получит масштабные налоговые льготы, на нее не будет распространяться закон о банкротстве. Более того, госкомпания может получить право без всяких конкурсов распоряжаться лицензиями на недра и лесными ресурсами «на участках, необходимых для реализации инвестпроектов». Учитывая, что в Сибири и на Дальнем Востоке сосредоточены почти все природные богатства России, наши недра и леса, по сути, переводятся в ручное управление. Назначать и увольнять гендиректора и наблюдательный совет госкомпании будет непосредственно президент.

Новую госкорпорацию щедро снабдят деньгами: в течение 10 лет она будет получать все доходы от управления фондом национального благосостояния (в сумме набежит около $22 млрд). Отбором проектов займется сама госкомпания.

Почему эти инвестиционные проекты не могут быть реализованы с помощью уже имеющихся институтов развития, непонятно. У нас уже существует ВЭБ – госкорпорация «Банк развития», есть долгосрочные федеральные инвестиционные программы, инвестиционный фонд. Всем им в свое время тоже были выданы немалые ресурсы и специальные полномочия для привлечения инвестиций и создания благоприятных условий для частного бизнеса. Все они в свое время в обмен на это обещали прорывные инвестиции в инфраструктуру. И где они?

Новая госкомпания будет реализовывать свои проекты в 16 субъектах Федерации – это около 60% территории страны. Таким образом, две трети российской территории оказываются вне правового поля. В России и сейчас значительные территории управляются в чрезвычайном порядке.

Это часть Северного Кавказа, где российские законы действуют лишь в части, не противоречащей местным обычаям. Это Сочи, где юридически закреплен иной порядок изъятия собственности.

Когда обычные методы госуправления и регулирования не срабатывают, правительства отдают территории на откуп. В мировой практике это компании раннего капитализма вроде Ост-Индской, предназначенные для колониального освоения какой-то территории. В российской истории тоже было что-то похожее. В 1799 г. была создана Российско-Американская компания. Ей предоставлялась монополия на все промыслы и полезные ископаемые на Аляске, Курилах и части Дальнего Востока. Она получила право организации собственных экспедиций и освоения открытых земель. Собственниками части ее акций в 1810-е гг. стали высокопоставленные сановники. Еще раньше, в 1558 г., Иван Грозный пожаловал купцам Строгановым территорию в нынешнем Пермском крае, где они развивали соляные промыслы. Впоследствии цари разрешили Строгановым осваивать Зауралье и Сибирь, нанимать казачьи и другие воинские отряды для захвата новых земель и подавления восстаний.

Обе истории – и строгановская, и Российско-Американской компании – были попытками избежать дипломатических и иных осложнений: вероятные столкновения с сопредельными государствами можно было списать на частную инициативу, не подконтрольную правительству. Сейчас, похоже, наоборот. Территорию, превышающую по размерам любую страну мира, под видом госкорпорации передают в ручное управление чиновникам и связанным с ними частным компаниям.