Сергей Гуриев, Олег Цывинский: Вера и процветание

Как напоминают недавние события, вопрос религии и религиозности – один из самых важных в сегодняшнем российском обществе. Религия затрагивает все стороны жизни современного человека. Религия формирует социальные нормы – уровень доверия к другим людям, отношение к труду и успеху, принятие или порицание обществом нечестных и незаконных путей обогащения. Социальные нормы определяют социальный капитал, уровень которого сильно влияет на экономический рост.

Что знают о религии экономисты? Пожалуй, наиболее известными исследованиями, в которых прослеживалась связь экономического роста с фактором религии, стали работы Роберта Барро и Рэчел Макклири. Они изучили данные по 59 странам за 1981–1999 гг. Авторы установили, что экономический рост выше в странах с более высоким процентом верующих. Но важна не просто религиозная вера, а именно нормы религии, которые могут определять награды и наказания за действия, совершаемые человеком в продолжение жизни. В тех странах, где люди больше верят в жизнь после смерти, рай, и особенно там, где больше боятся ада, темпы экономического роста выше. А увеличение числа верующих, регулярно посещающих религиозные церемонии (в расчете на одного верующего), наоборот, уменьшает экономический рост. Возможно, это происходит из-за того, что более обширный сектор организованной религии отвлекает ресурсы от экономики. Другими словами, экономический рост выше в тех странах, где «производительность» религиозных организаций высока – процент верующих выше при низкой посещаемости.

Хотя Барро и Макклири пытаются отделить влияние религии от роли других факторов, например демографии или политической системы, используемая ими методология межстрановых макроэкономических исследований не позволяет гарантировать наличие причинно-следственной связи. Намного больше можно доверять данным исследований религиозности на микроэкономическом уровне.

Самая детальная и известная работа такого рода – это статья Луиджи Гуизо, Паолы Сапиенцы и Луиджи Зингалеса «Опиум для народа? Религия и экономические отношения» в Journal of Monetary Economics. Авторы использовали данные Всемирного исследования ценностей (World Values Survey), проведенного в 66 странах в период с 1981 по 1997 г. Всего в этом исследовании около 90 000 наблюдений. Результаты работы говорят о том, что религиозные люди значительно отличаются от неверующих. В свою очередь есть различия и между агностиками и атеистами. Атеисты по сравнению с агностиками и верующими более толерантны к представителям различных меньшинств (например, при ответе на вопрос «Кого бы вы не хотели видеть своим соседом?»), меньше доверяют государству и полиции, имеют более прогрессивное отношение к женщинам. Атеисты также более склонны нарушать закон и хуже относятся к рынку, считая рыночные отношения несправедливыми. Интересно и отношение к рыночной экономике и ее справедливости. Более религиозные люди считают приемлемым более высокое неравенство при рыночных отношениях (так как успех отражает заслуги и усилия), они чаще считают, что общество не должно отвечать за низкие доходы менее успешных людей.

Есть и значительные различия между религиями. Авторы выделяют католиков, протестантов, иудеев, индуистов, буддистов и мусульман (представителей остальных религий, включая православных, они рассматривают вместе как «прочих»). Общий уровень доверия к другим людям у христиан (особенно у протестантов) выше, чем у нерелигиозных людей, но у мусульман он ниже. Буддисты более толерантны, чем неверующие. Активно религиозные протестанты или католики на 7% менее толерантны, чем неверующие, мусульмане – на 19%, а индуисты – на 29%. Хотя все религиозные конфессии более консервативно относятся к женщинам, этот эффект в 2 раза сильнее у мусульман.

Все религии ассоциируются с более высоким уровнем доверия к закону и более низким желанием нарушать закон. Самый большой процент отрицательных ответов на вопрос «Считаете ли вы возможным недоплачивать налоги?» был у иудеев, протестанты были на втором месте, католики и индуисты на третьем, а мусульмане на четвертом. На вопрос «Считаете ли вы возможным когда-нибудь принять взятку?» самое большое количество отрицательных ответов было у буддистов, протестанты и мусульмане были на втором месте, а католики на последнем. Протестанты, католики и индуисты значительно более положительно относятся к частной собственности, чем мусульмане. Католики намного более положительно относятся к конкуренции, чем представители других религий – особенно мусульмане и индуисты.

В целом Гуизо, Сапиенца и Зингалес заключают, что протестантизм и иудаизм в значительной степени согласуются с нормами, способствующими экономическому росту, в то время как ислам – в меньшей степени. В этом смысле результаты исследования похожи на результаты более ранней работы Рафаэля Ла Порты, Флоренцио Лопеса-де-Силанеса, Андрея Шлейфера и Роберта Вишни «Доверие в больших организациях». Эти авторы, впрочем используя не индивидуальные, а страновые данные, подтверждают аргумент известного американского социолога Роберта Патнама. Оказывается, что в странах с доминирующими иерархическими (или «вертикальными») религиями, к которым относятся ислам, католицизм и православие, уровень доверия и социального капитала ниже, чем в странах с «горизонтальными» религиями (например, протестантизм или иудаизм).

Религия в России только возрождается после десятилетий гонений, и пока рано говорить о том, как именно она будет влиять на социальные нормы, увеличивающие социальный капитал и способствующие экономическому росту. Сможет ли религия помочь россиянам доверять государству или друг другу, когда чудеса официальной религии начинаются с чудесного исчезновения часов с руки патриарха? Сможет ли религия способствовать распространению справедливости и милосердия, если за песню «Богородица, Путина прогони» сажают в тюрьму? Станет ли религия моральным компасом или будет поддерживать лицемеров и коррупционеров? Удастся ли руководству РПЦ прислушаться к молитве в храме Христа Спасителя в прошедшее воскресенье о прекращении «мздоимства, клятвопреступства и прочая беззакония» и о прощении грехов «поношения» церкви? Или последние события, компрометирующие церковь, настолько снизят ее влияние на общество, что от нее больше не будет зависеть формирование норм поведения? Ответы на эти вопросы будут играть огромную роль – в том числе и с точки зрения экономического роста.