От редакции: Трудность самоограничения

Считанные дни остались до того, как новое правительство приступит к работе. Судя по всему, мы увидим в новом кабинете министров много знакомых лиц. Как минимум, в него войдут Дмитрий Медведев и Игорь Шувалов, которые и в предыдущие годы определяли ход развития страны. Есть ли у нас шансы на какие-то изменения?

Итоги работы уходящего правительства хорошо известны. С одной стороны, Россия достигла больших успехов в макроэкономике – самая низкая в истории инфляция, ВВП уверенно растет, нефть по-прежнему дорогая, а госдолг – рекордно низок.

Но, несмотря на такую, казалось бы, благоприятную атмосферу, из страны бегут деньги и люди. За четыре года путинского премьерства из России вывезено $338,9 млрд. Это как годовой бюджет страны. Экономике остро не хватает инвестиций: россияне предпочитают вывозить капиталы в офшоры, а иностранцы, глядя на них, тоже опасаются вкладывать деньги в наши активы.

Интеллектуально-финансовая элита покидает Россию. Одна из причин – репрессии в отношении предпринимателей. За 10 лет, по данным Центра правовых и экономических исследований, уголовному преследованию подвергся каждый шестой предприниматель, сейчас сидит около 100 000 бизнесменов, работу потеряло 2 млн человек.

Из-за необдуманного роста налоговой нагрузки на оплату труда бизнес вернулся в тень, и теперь многие не платят вообще ничего, подрывая бюджет Пенсионного фонда и обогащая обнальщиков.

Коррупция достигла таких масштабов, что о воровстве 1 трлн руб. в системе госзакупок спокойно сообщает президент Медведев. Новый старый президент Владимир Путин жестко призывает разоблачать коррупционеров. Но как с ними бороться, когда примерами успешных бизнесменов в последнее время стали друзья Путина? Что Путин хочет и может сделать? Что хочет и может сделать Игорь Шувалов, семейный траст которого заработал миллионы долларов не без помощи сделок со знакомыми крупными бизнесменами?

Задачи нового правительства настолько очевидны, что не хочется в пятисотый раз повторять банальные вещи. Повестку для будущего правительства Медведева еще не сформулировал только ленивый (см. хотя бы статью бывшего министра финансов Алексея Кудрина «Чего мы ждем от правительства» в журнале «Экономическая политика»).

Экономический рост в 1999–2008 гг. был впечатляющим, но его источниками были высокие нефтяные цены, использование недозанятой рабочей силы и простаивающих мощностей. Уже сейчас эти источники исчерпаны, а проблемы сырьевой зависимости, коррупции, плохих институтов и неравенства решены не были. В новых условиях источником роста может быть только деловая активность, но в таком инвестклимате, как у нас, предпринимательская инициатива сродни безумию.

По сути, перед новым кабинетом министров те же задачи, которые были сформулированы еще в 2000 г. в программе Грефа. Грандиозная работа, проведенная за год экспертными группами для подготовки «Стратегии-2020», привела к похожим выводам – повестка для правительства остается прежней. «Я так понимаю, что у основного заказчика, у людей, которые принимают основные экономические решения, уже выработалась усталость от того, что эксперты примерно предлагают все время одно и то же, – рассуждает научный руководитель ВШЭ Евгений Ясин. – Тогда они попробовали привлечь свежие силы и создали Агентство стратегических инициатив. Но чем дело кончилось? Тем, что агентство сейчас работает ровно над тем же самым».

Эти банальные рецепты очень трудно воплотить в жизнь по банальной же причине – нет политической воли. Потому что независимый суд и реальная защита прав собственности означают, что власти придется пойти на самоограничения. Чтобы снизить бюрократическую нагрузку на бизнес, придется разрушить систему обогащения на административном ресурсе – т. е. лишить конкретных людей источника доходов. Независимые СМИ и реальная политическая конкуренция? Для этого тоже нужно серьезное самоограничение власти. А все, кто когда-либо сидел на диете, знают, что самоограничение – ужасно трудная работа.