Статья опубликована в № 3097 от 10.05.2012 под заголовком: Аттестат зрелости: Воспитание взрослых

Андрей Панов: Воспитание взрослых

Воспитанием детей должны заниматься родители. Иногда им помогает школа. Иногда улица. Что бывает, когда в программе произошел сбой, еще несколько лет назад можно было увидеть на борту самолета, улетающего в жаркие страны. Не знаю, почему у россиян отпуск так стойко ассоциируется с виски, но количество поглощаемого шотландского или ирландского напитка перед рейсом в Анталью или Шарм-эль-Шейх до сих пор поражает воображение.

В 90-е мат, мордобой и пьяный ор в самолете были непременным атрибутом курортных авиаперелетов, и казалось, сделать с этим ничего нельзя. Как можно перевоспитать взрослых людей?

Однако выходит, что можно. Нет, конечно, пить отдыхающие не перестали. По-прежнему на входе в охраняемую зону аэропорта стоят мужики в тренировочных костюмах, срочно допивающие початую бутылку из горла. По-прежнему число принимающих на борту пассажиров зашкаливает. Но распивают теперь стыдливо, из-под полы, разливая виски под сиденьем, прикрываясь от стюардесс, из бутылок, завернутых в пакет.

А самое приятное впечатление на меня в эти майские праздники произвели решительные действия авиакомпании. Двух самых громких дебоширов сняли с рейса. То же самое произошло на рейсах еще двух знакомых, улетавших на майские праздники из Москвы. И даже несмотря на то, что после взлета снять пассажира практически невозможно, наш рейс моментально стал похож на обычный полет по маршруту Москва – Франкфурт, разве только детей больше. Хотя до инцидента громкие скандальные интонации звучали со всех сторон.

Какие формальные последствия ждут дебоширов, я не знаю, но минимум $1000 каждый из них потеряет только из-за сгоревшей путевки – все билеты на курортные направления давно распроданы, и улететь следующим рейсом у них не получится. Понятно, что моментальность, наглядность и суровость наказания заставят задуматься не только тех, кого сняли с рейса, но и сотню видевших это пассажиров. Несколько лет последовательной строгости в борьбе с непотребством в воздухе превратят большинство курортников в приятных попутчиков. То есть одной отдельной отрасли удастся перевоспитать немалое число сограждан.

Чем бы ни руководствовались авиакомпании – безопасностью полетов, заботой о бортпроводниках, уровнем сервиса для пассажиров, – это пример для подражания. Клиенты компании не должны страдать от того, что часть пассажиров не воспитали в детстве. А уж необходим ли для этого воспитательный процесс – тут как повезет. И сильно зависит от индустрии. От тех, кто всегда пытается пролезть без очереди, вполне можно избавиться, установив электронную очередь или открыв новые кассы.

Если смотреть на окружающий мир чуть более широко, то пример авиакомпаний должен стать заразительным для муниципальных властей. Мусор на улицах и в парках, неправильно припаркованные машины, матерные кричалки на стадионах – широкое поле для воспитателей. И чем $1000 не инструмент?

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать