Мнения
Бесплатный
Кирилл Харатьян

Кирилл Харатьян: Скверный слух

Зачем власти взялись реформировать музыкальные школы

В класс биологии, к скелету, в уголок, еще рояль поставят. Что от него останется после этого – вопрос технический

Чего у нас еще в России осталось нереформированного? А вот, пожалуйста: система музыкального образования. Музыкальные школы, просто говоря. Огромная сеть образовательных учреждений, не относящихся к Министерству образования. Система воспитания музыкальных навыков, основанная знаменитыми сестрами Гнесиными (в особенности Еленой Фабиановной) еще в позапрошлом веке, благополучно пережившая кровавых безбожников и – удивительно – не пошатнувшаяся от того, что из нее вышла всякая там диссидентствующая интеллигенция. Музыка и музыка – чего тут плохого? Разве что балалайки добавились и царь любой свадьбы – баян.

Ничего практически не изменилось и с наступлением новой российской независимости. Стали жить музыкальные школы еще более бедно, но, поскольку дело все равно держалось главным образом на почти религиозном отношении, лучшие кадры остались. «Жизнь, отданная музыке и детям» – именно в таком, конечно, порядке. Гигантская музыкальная и просто эрудиция, тысячи учеников по всему свету, уважение (или зависть) коллег и знакомых – и два костюма на всю жизнь, и бутерброд с ужасной колбасой под чай из термоса в качестве обеда. Знаю таких педагогов.

Теперь что же? А хватит. Бюджет у нас, масштабные, значит, задачи, поважнее музыкального воспитания и энтузиастов-преподавателей. Баха всякого с Бетховеном.

И будет сделано вот что. Из нынешнего количества музыкальных школ в культурном обороте останется примерно шестая часть. Для Москвы, скажем, из 120 – 20. И учиться в этих оставшихся школах будут только музыкально перспективные дети. Оставшиеся музыкальные школы будут переведены или в разряд филиалов, или в разряд просто кружков. И проходить они будут, по всей видимости, по ведомству Министерства образования, то есть подчиняться учителя скрипки и даже баяна начнут директорам обычных школ.

Много ему дела до баяна, директору. В Москве еще, может, он на этом как-то придумает заработать, а где-нибудь в глубокой провинции?

Я думаю, тут еще будет интересный вопрос с помещениями. Музыкальным-то школам подавай обычно какую-нибудь хорошую недвижимость, со множеством кабинетов да со звукоизоляцией; ну для шестой части нынешних школ все это останется. А остальное перейдет в ведение новых хозяев, и нельзя не предположить, что заниматься фортепиано, скажем, будет сочтено выгодным и удобным в тех же общеобразовательных школах – для экономии. Просто в класс биологии, к скелету, туда, в уголок, еще рояль поставят. Что от него останется, от этого рояля, что на нем будут исполнять общеобразовательные ученики – вопрос, скажем так, технический.

Ну хорошо, прощай, старый рояль. Не в нем же дело! Подавляющее большинство учеников музыкальных школ в музыканты не стремятся – это родители, и я в их числе, хотели бы привить им разные навыки. Учеба музыке воспитывает – в нынешней старорежимной традиции – определенную регулярность, умение ежедневно работать, умение слушать себя и исправлять самому свои ошибки; да чисто с физиологической точки зрения мелкая моторика очень улучшает производительность головного мозга.

Теперь все это станет уделом избранных, а для прочих, для черни и плебса, останется или суррогат – потому что не верю я в настоящую кропотливую музыкальную работу вне специального учебного заведения, – или те же музыкальные школы, но частные, то есть за большие деньги.

Хочется, конечно, чтобы вся эта реформа оказалась слухом. Скверным музыкальным слухом.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more