От редакции: Общая юрисфикция

Дмитрий Медведев на новом посту намерен продолжать реформу отечественного законодательства. Вчера на Петербургском юридическом форуме премьер заявил о необходимости совершенствовать правовые нормы, привести их в соответствие с потребностями экономики и социальной политики. Правда, пока от провозглашенной экс-президентом борьбы с правовым нигилизмом выигрывает бюрократия. В 2008 г. граждане взыскали с государства в судах 10,8 млрд руб. Госорганы отсудили у граждан 16 млрд руб. В 2011 г. граждане получили компенсаций на 7,2 млрд руб., государство взыскало с них 27,5 млрд. Общий счет за медведевское четырехлетие – 98,6 млрд против 31,2 млрд руб. не в пользу граждан.

Предприниматели жалуются, что, несмотря на гуманизацию законодательства, рычаги уголовного преследования активно применяются чиновниками, силовиками и близкими к ним рейдерами для давления на бизнес и передела собственности. Сотрудники Института проблем правоприменения при Европейском университете считают (см. статью «Экономика и политика в суде» в номере от 17 мая), что в России сложилось две параллельные, противоположные по методам и содержанию работы судебные системы.

Участники арбитражных дел действуют по прозрачным и понятным правилам. Экстерриториальность апелляционных и кассационных инстанций укрепляет независимость судов. Бизнесмены в арбитраже имеют немало шансов выиграть процесс у госорганов. В судах общей юрисдикции, которые рассматривают гражданские, уголовные и административные дела, истцы, ответчики и подсудимые чаще сталкиваются с произволом, «телефонным правом» и противоречивыми решениями по похожим делам. У обвиняемых по уголовным делам, в том числе и предпринимателей, очень мало шансов быть оправданными. Противоположные решения двух ветвей власти оказывают негативное воздействие на экономику. Справедливости ради заметим, что суды общей юрисдикции чаще, чем арбитражные, отменяют нормативные акты органов власти (65 против 26% в 2008–2011 гг.) и удовлетворяют иски о незаконности действий чиновников (63 против 50%). Тем не менее первым лицам государства, возможно, пора задуматься о реальной реформе судов общей юрисдикции, которая обеспечит их подлинную независимость от исполнительной власти и силовиков.