Алексей Никольский: Антипротиворакета

В среду с полигона ракетных войск стратегического назначения Плесецк был совершен первый успешный запуск новой межконтинентальной баллистической ракеты. Первый запуск этого изделия, оказавшийся неудачным, произошел в сентябре прошлого года.

Как называется секретная ракета, неизвестно – некоторые считают, что тема по ее разработке именуется «Авангард» (о разработке ракеты с таким названием в прошлом году заявил министр обороны Анатолий Сердюков). В открытой печати опубликовано также, что ракета мобильная, твердотопливная, разрабатывается Московским институтом теплотехники (разработчик ракеты «Тополь М», ее модификации «Ярс» и морской ракеты «Булава»).

По всей видимости, истоки создания этой ракеты следует искать в 80-х. Заявления президента США Рональда Рейгана о создании противоракетной обороны не на шутку обеспокоили руководство СССР. Помимо прочих мер по нейтрализации угрозы со стороны ПРО США советским стратегическим ядерным силам началась разработка новых межконтинентальных ракет, менее уязвимых для ПРО. Все эти разработки остаются до сих пор секретными, хотя определенная информация о работах под шифром «Курьер» и «Скорость» опубликована. Вряд ли новая ракета, запущенная вчера в Плесецке, является результатом возобновления этих закрытых с заключением договора СНВ-1 работ – за четверть века технологии значительно изменились, но, вероятно, какой-то задел по этим темам используется.

Таким образом, становится все более понятным, какие меры примет Россия в ответ на угрозу реинкарнации ПРО в новом виде. Помимо возможного развертывания ракет «Искандер» в Калининградской области российские военные и конструкторы стряхнули пыль со старых проектов. Известно, что решение о создании еще и тяжелой жидкостной ракеты шахтного базирования вызвано в том числе и заботами об устойчивости российской ракетной группировки в условиях создания ПРО. Нет сомнений, что эти работы будут профинансированы в полном объеме даже в случае сокращения военного бюджета. Но насколько массовым будет производство новых ракет, зависит от потенциала американской ПРО – будет ли она представлять угрозу уже в 2020 г., когда заканчивается срок действия действующего договора о СНВ, пока не ясно.