Алексей Никольский: Большой китайский самолет

Во время июньского визита Владимира Путина китайская авиастроительная корпорация Comac может подписать соглашение о создании совместного предприятия с российской Объединенной авиастроительной корпорацией (ОАК), которое будет заниматься созданием нового широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета. О том, как может выглядеть это сотрудничество, показывает ход реализации предыдущих проектов Comac – специально созданной в Китае компании по разработке современных пассажирских самолетов, которая должна стать конкурентом Boeing и Airbus. Речь идет о проектах регионального самолета ARJ-21 и узкофюзеляжного лайнера С919, попадающего в самый популярный сегмент рынка, где безраздельно господствует дуополия европейского А320 и американского Boeing 737. Затевая эти проекты, китайцы объявили о самой широкой международной кооперации – шире, чем в аналогичных российских проектах Sukhoi Superjet 100 и МС-21. Ведущие американские и европейские корпорации будут поставщиками авиадвигателей, систем управления, авионики и всего остального для этих самолетов, отдельным компаниям поручено проектирование некоторых узлов – так, украинский «Антонов» проектирует крыло для ARJ-21. Одновременно заявляется о том, что основные комплектующие для этих самолетов будут в перспективе собираться в Китае, причем локализация их производства должна возрастать вплоть до полного импортозамещения. Вдобавок создаются специальные компании по разработке агрегатов (в том числе двигателей) для этих самолетов, куда переманиваются на работу лучшие инженерные кадры со всего мира. Видимо, доля России в создании теперь уже большого китайского самолета будет где-то на уровне «Антонова» или, если повезет, несколько выше, но ниже, чем у американской General Electric или британской Rolls-Royce, которые наверняка будут поставлять для этого лайнера готовые двигатели. Стоит ли вступать в партнерство с китайцами на таких условиях? Если это может дать заказы российским конструкторским бюро и научным институтам как субподрядчикам, конечно, стоит. Если же сотрудничество сведется к переманиванию немногих оставшихся ученых и инженеров «россыпью» и заимствованию разными способами все еще имеющегося «ноу-хау», то вряд ли от этого будет большая польза.