От редакции: Евроштраф в русской действительности

Закон о разорительных штрафах за нарушение порядка проведения митингов еще не вступил в законную силу, а его защитники уже ссорятся с представителями Еврокомиссии, которые назвали поправки ограничивающими политическую активность граждан. Депутаты и сенаторы утверждают, что новеллы в Кодексе об административных правонарушениях и высокие штрафы участникам массовых акций соответствуют западным правовым стандартам. Заметим, что стандарты сразу же бросаются мерить в рублях: «Если переводить на рубли, то немецкое законодательство предусматривает штрафы в 500 000 руб. за нарушения на митингах, швейцарское законодательство – 4,5 млн руб.», – заявил вчера один из авторов закона, депутат Михаил Старшинов.

Однако защитники закона не разобрались в европейских реалиях. Большие штрафы за нарушение порядка при митингах в Европе действительно применяются. Согласно статье 431-6 уголовного кодекса Франции штрафом в 100 000 евро или семью годами тюрьмы наказывают тех, кто призвал провести митинг с оружием. Рядовой демонстрант может быть наказан только за выход с оружием или участие в бесчинствах, в уничтожении или порче имущества. Французский УК наказывает и за воспрепятствование массовым акциям – до 45 000 евро. Однако такие штрафы в Европе (в том числе в Германии и Швейцарии) установлены как уголовное наказание. Значительный административный штраф за нарушение порядка на митинге – 2000 фунтов (более 100 000 руб.) – есть только в Великобритании. Во Франции он не превышает 1000 евро, в Италии и Германии, по словам профессора кафедры конституционного и муниципального права ВШЭ Ильи Шаблинского, штрафы составляют от 100 до 500 евро. За превышение числа участников наказаний нет. Не говоря о том, что депутаты намерены ввести «европейские» штрафы в стране, благосостояние граждан которой существенно уступает европейскому.

Но дело, конечно, не только в величине штрафа, но и в процедуре проведения митинга и сложившейся правоприменительной практике. Во Франции согласно кодексу внутренней безопасности митинг могут запретить только в случае реальной вероятности беспорядков. Иск об отмене запрета рассматривается судом в течение суток. Неразрешенную акцию, если ее участники не прибегают к насилию, нельзя разгонять. Так еще в 1950-е гг. решил кассационный суд (аналог российского Верховного суда).

В России, как отмечал уполномоченный по правам человека Владимир Лукин, формально уведомительная процедура проведения митинга превратилась в разрешительную. Кроме того, с высокими штрафами за нарушения на митингах можно было бы мириться, если бы сами нарушения честно фиксировались и объективно рассматривались, а не фабриковались заинтересованными в количестве задержанных полицейскими. В России рапорты о задержании нередко фальсифицируются. Их пишут не участники задержания, а другие сотрудники полиции. Суды закрывают глаза на откровенную «липу» и игнорируют доводы защиты и объективные доказательства невиновности задержанных.

Если драконовские поправки все же будут подписаны президентом, у организаторов демонстраций останется два пути остановить их действие: жалобы в Конституционный суд и Страсбург. Важно, как обжаловать. Формально закон не нарушает 31-ю статью Конституции о свободе митингов, шествий и демонстраций – он наказывает только за нарушение порядка их проведения. Более перспективным, по мнению юристов, представляется оспорить его соответствие 55-й статье Конституции – о запрете издания законов, умаляющих права граждан: нынешние штрафы представляются несоразмерным ограничением прав граждан. Возникает вопрос и о соответствии новых штрафов 19-й статье Конституции, гарантирующей равенство перед судом и законом. Участник митинга рискует лишиться 300 000 руб. и оказывается в заведомо неравном положении по сравнению с теми, кто грубо нарушает правила дорожного движения (5000 руб.) или препятствует проведению митинга (20 000 руб. для граждан и 50 000 руб. для должностных лиц).