Статья опубликована в № 3119 от 08.06.2012 под заголовком: Вещь недели: Учебник химии

Кирилл Харатьян: Учебник химии в макулатуру

Прощай, химия, тебя все равно никто не любил» – так можно сказать, глядя в важнейший для школьной жизни документ Минобрнауки.

Приказ об утверждении федерального государственного образовательного стандарта для старших классов с приложением самого стандарта отправился из Минобрнауки в Минюст – на утверждение. Тем, кто интересуется полным текстом документа, следует найти на сайте Минобрнауки версию проекта стандарта от 15 мая – именно она и послана в Минюст.

В тексте встречаются вроде бы забавные утверждения – например, в первую очередь «стандарт направлен на обеспечение формирования российской государственной идентичности учащихся» и только в девятую – на «создание условий для развития и самореализации учащихся». Выпускник, преодолевший стандарт, должен в первую очередь любить «свой край и свою Родину», в третью – креативно и критически мыслить, а в последнюю – быть мотивированным на образование и самообразование.

Ну это все декларации, вряд ли имеющие реальное отношение к среднему образованию. Важная же часть занимает две страницы из 45, и из нее ясно, что отчаяние, охватившее так называемую думающую часть общества при виде первой версии стандарта, все-таки сыграло свою критическую и креативную роль. Обязательных для всех предметов стало шесть (русский и литература, математика, история, иностранный, ОБЖ и физкультура), остался индивидуальный проект; еще три обязательных предмета можно выбрать. И в этой-то росписи предметов – главное, из-за чего можно действительно сожалеть: ученик-гуманитарий может так построить себе программу, что ни физики, ни химии, ни биологии он изучать не станет вовсе. Не глянет в их сторону.

На первый взгляд кажется – а чего сожалеть-то: масса людей, учивших в школе химию, ничего не выучила, а даже если выучила, тут же и забыла; но то же самое можно сказать и о литературе – незнание о Родионе Раскольникове жизни не испортит.

Очевидный уклон в пользу обязательности гуманитарных предметов позволяет заподозрить в стандарте идеологический мотив: учебник химии родину любить не учит и российской идентичности не формирует.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать