От редакции: Стандарт для старшеклассников

Новый федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) в школах начнут использовать с 2013 г., полностью он вступит в силу только к 2020 г. Тем не менее его утверждение Минюстом вызвало бурное обсуждение в педагогической среде и в обществе. Это неудивительно: в отличие от многих других бюрократических документов стандарт отразится на качестве обучения наших детей, а значит, и на их жизненном успехе. Оппоненты стандарта возмущены отменой изучения химии, физики и биологии как отдельных предметов.

Учителя и родители опасаются, что новый ФГОС приведет к падению качества образования и вымыванию бесплатного обучения платными занятиями и факультативами. Угроза того, что число предметов резко сократится, преувеличена. По сравнению с первым проектом число обязательных предметов выросло с семи до девяти. Старшеклассники обязательно будут изучать русский язык, литературу, математику и иностранный язык (по последнему предусмотрен Единый госэкзамен), а также дисциплину «Россия в мире», физкультуру и основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ). Остальные предметы, число которых не ограничено, школьник может бесплатно учить на базовом или углубленном уровне. Новый ФГОС предлагает отказаться от традиционной зубрежки большинства предметов и развивать самостоятельное мышление, что позволит сделать учебу более сознательной, а сами знания и компетенции – более твердыми. Старшеклассник может определить приоритеты обучения с учетом индивидуальных склонностей и прошлых достижений и углубленно заниматься по избранным предметам. Действительно, будущие абитуриенты физтеха или мехмата МГУ не должны знать обществознание наравне с потенциальными юристами, желающим стать медиками необязательно изучать литературу так же глубоко, как лингвистам, а историку достаточно знать основы химии или биологии.

Разностороннее развитие личности также не забыто: школьник должен выбрать одну дисциплину из каждой отрасли знаний – точных, естественных, общественных наук и филологии. Проблемы ФГОС в другом: разные уровни изучения отдельных предметов пока не связаны с аналогичной градацией Единого госэкзамена, что неизбежно создаст трудности при их сдаче. Кроме того, нынешняя редакция стандарта отдает две трети учебного времени обязательным компонентам и лишь одну треть – вариативным. В большинстве развитых стран принято зеркально противоположное соотношение. Наконец, вызывает удивление сохранение и развитие милитаристского уклона в образовании. В курсе ОБЖ планируется изучать «уставные отношения, быт военнослужащих, порядок несения службы и воинские ритуалы», а также строевую, огневую и тактическую подготовку.