Константин Сонин: В рейтинге университетов нет смысла

Каждый год после того, как публикуется международный рейтинг университетов, выпущенных какой-то авторитетной организацией, поднимается небольшой переполох. Основной вопрос – не обидели ли нашу страну, поставив ее ведущие вузы на низкие места в этом рейтинге? В дискуссии, бывает, проскальзывают какие-то содержательные соображения: низкие места в рейтинге, как правило, указывают на какие-то очевидные проблемы. Однако в целом все разговоры о международных рейтингах университетов можно просто игнорировать. Точно так же не имеет смысла большинство рейтингов российских вузов – глядя на них, нечего обсуждать. Почему? Чтобы понять это, нужно прежде всего ответить на вопрос, зачем вообще нужны рейтинги университетов.

Конечно, в стране, в которой большая часть высшего образования финансируется через государственные каналы, рейтинги нужны для того, чтобы решать, кому сколько давать денег. Однако обсуждение вопроса финансирования, во-первых, не вызывало бы слишком большого интереса широкой публики, а во-вторых, все равно должно вестись, по-хорошему, не на уровне вузов, а на уровне отдельных подразделений, лабораторий и отдельных профессоров. Главная причина, по которой нужны рейтинги университетов, – они помогают абитуриентам и их родителям делать правильный выбор. У нас в России пока не принято, во всяком случае за пределами небольшого круга родителей, выбирать подходящий вуз в «большом мире», но это сейчас очень распространено и в Европе, и в Китае, и в Индии, и в Латинской Америке. Впрочем, и в России выбор вуза для большинства ребят – сложная задача, и рейтинг, казалось бы, мог помочь.

А не помогает он потому, что, поступая в американский университет, выпускник школы попадает в так называемый колледж, где сам выбирает специализацию по ходу учебы. Как правило, на третьем или четвертом году (из четырех лет обучения в бакалавриате). Конечно, если студент знает о своих склонностях и способностях с первого дня пребывания в вузе, он может выбирать курс соответствующим образом, специализируясь на каком-то предмете с самого начала. В разных странах и в разных университетах эта свобода выбора организована по-разному – в Германии, как правило, студент с самого начала приписан к какому-то факультету, но свобода выбора курсов со всех факультетов огромная. Понятно, что такая свобода требует гораздо более сложной и гибкой организационной структуры, чем система с жестким закреплением студентов за факультетами и фиксированным набором курсов. Но я не хочу заниматься обсуждением преимуществ гибкого подхода. Мой тезис гораздо уже: в нашей системе рейтинг университетов не имеет смысла, потому что в России абитуриент не поступает в университет. Он поступает на конкретный факультет, и говорить о рейтинге в России можно только на факультетском уровне. Ну и, конечно, у нас нет вуза, в котором и факультет биологии, и факультет физики, и факультет экономики стояли бы в своих рейтингах одинаково высоко.