Мнения
Бесплатный
Статья опубликована в № 3131 от 27.06.2012 под заголовком: От редакции: Полиция для народа

От редакции: Полицейская реформа Колокольцева

Преобразования в сфере МВД не завершены, они будут продолжаться и в ближайшее время «перейдут в практическую плоскость». Об этом заявил на днях на заседании расширенной рабочей группы по реформированию органов внутренних дел министр Владимир Колокольцев. Слова нового министра оживили дискуссию о направлениях «реформы Колокольцева» и ее отличиях от «реформы Нургалиева».

Колокольцев недоволен сложившейся ситуацией в МВД и хочет ее улучшить. Что ж, недовольны и граждане: в 2010 г., до начала реформы МВД, проблему произвола и беззакония правоохранительных органов серьезной полагали 81% опрошенных «Левада-центром», 77% считали себя слабо защищенными от них. В апреле 2012 г. картина не изменилась: произвол назвали серьезной проблемой 83% респондентов, опасаются его 73%. Казанская история с бутылкой из-под шампанского стала символом качества проведенной переаттестации сотрудников МВД.

Предложение министра пересмотреть прошлогоднее сокращение штатов вызвало иронические комментарии. Согласно указу от 1 марта 2011 г. численность полицейских не должна превышать 907 630 человек – это на 20% меньше, чем было милиционеров. Но все равно по их числу на душу населения (650 на 100 000 жителей) Россия – один из мировых лидеров и уступает только Белоруссии и Брунею. Да, речь идет не об увеличении численности, а о ее перераспределении в пользу тех, кто непосредственно занят охраной порядка. Колокольцев хочет исправить прошлогодние ошибки, когда сокращения пришлись в основном на сотрудников, работающих «на земле», и слабо затронули управленческий аппарат. Тем не менее достичь цивилизованного соотношения полицейских и граждан (в Испании – около 500 на 100 000, во Франции и Латвии – 370, в США – 290) удастся нескоро.

Еще одно направление реформы – уход от «палочной системы» и повышение роли общественного мнения и уровня защищенности граждан в оценке работы полицейских. Есть даже планы передать регистрацию сообщений о преступлениях независимой от МВД структуре (если прокуратуре, то о достоверности данных все равно придется беспокоиться, поскольку прокуратуре и многим другим госорганам коррупция знакома не понаслышке). Пока непонятно, какие независимые организации и по какой методике будут опрашивать население.

В планах полицейского руководства – взаимодействие с оппозицией для обеспечения порядка на массовых акциях. С одной стороны, сам Колокольцев однажды такое взаимодействие продемонстрировал. С другой – события 6 мая и последовавшая реакция со стороны власти, прежде всего ужесточение законодательства о митингах, сокращают возможности для такого взаимодействия. Пример екатеринбургского активиста, вышедшего в одиночестве на согласованную гражданскую акцию, которую вынуждены были сопровождать 10 полицейских, показывает, что теперь у полиции может прибавиться дурной работы.

Существует опасность «клановой» реформы: сейчас в руководство МВД возвращаются генералы, которые не сработались с прежним министром, но это еще не говорит о том, что они все как один высочайшие профессионалы. Кстати, и Нургалиев ушел недалеко – в Совет безопасности.

С профессиональной полицейской точки зрения предложенные министром нововведения и принципы кадровой политики (приоритет профессионалам, имеющим практический опыт оперативной работы) способны улучшить технические компоненты правоохранительной практики. Но главная проблема реформы МВД сейчас находится вне МВД. Верховная власть побаивается проводить настоящую реформу, предпочитая накачивать органы деньгами: протестная активность велика, и власти от полиции нужна в первую очередь лояльность.

В любом случае хорошо, что обсуждение планов «перезагрузки реформы» не будет вестись келейно. В состав расширенной рабочей группы вошли последовательные критики правоохранительной системы: правозащитники Валентин Гефтер и Андрей Бабушкин, адвокат Генри Резник, лидер независимого профсоюза сотрудников МВД Михаил Пашкин. Ее заседания обещают публиковать в сети. Внимательное отношение к мнению и инициативам граждан способно стать примером того самого диалога с обществом, который пока никак не получается у Кремля.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать