От редакции: Кризисное послание

Вот он и докатился до нас. Бюджетное послание президента честно констатирует факт наступления кризиса и тяжелых лет (как минимум, трех). «В ближайшей перспективе будут действовать жесткие ограничения, связанные с неблагоприятной ситуацией в мировой экономике», – говорится в документе.

«Нужно сформировать эффективную систему управления рисками, – пишет Путин. – Недостаточно реагировать на уже возникший кризис. Нужно научиться его прогнозировать и предотвращать. Механизмы и инструменты антикризисной государственной политики должны быть заранее проработаны».

Правительство, пожалуй, впервые в истории готовится к кризису заблаговременно, а не в пожарном порядке. Предварительный антикризисный план одобрен на совещании премьера Дмитрия Медведева. Он состоит из четырех частей. Меры бюджетной политики: реструктуризация расходов и распечатывание резервного фонда (могут взять $500 млрд); поддержка банков – докапитализация и поддержка ликвидности; поддержка реального сектора – упрощение правил выдачи госгарантий; меры социальной поддержки.

Помимо обычного бюджета Минфин готовит еще и запасной, в который заложена цена $60 за баррель нефти. Достаточно ли этого, чтобы спать спокойно?

Чтобы ответить на этот вопрос, вспомним события четырехлетней давности. Темпы роста экономики тогда рухнули с 8,5% почти до минус 8%, фондовый рынок не просто обвалился, а временами даже останавливался. Приток капитала в считанные недели сменился массовым оттоком. На фоне этого, а также резкого падения цен на нефть и другую продукцию российского экспорта по стране стал распространяться долговой кризис (преимущественно корпоративный).

Как выкрутились? Банки спас ЦБ, буквально залив их ликвидностью. Компании справились с долговой проблемой в основном с помощью государства, занимая у него и отдавая эти деньги зарубежным и внутренним кредиторам. Кстати, многие из реструктуризированных тогда долгов до сих пор не погашены (подробнее мы писали об этом в статье «От редакции: Бремя государства» в номере от 15.06.2012).

Государство в прошлый раз было лучше всех подготовлено к кризису – у него были накоплены существенные резервы, которые потом и пошли на поддержку корпоративного сектора. На борьбу с кризисом 2008–2009 гг. бюджет потратил 1,2 трлн руб., 440 млрд из них – на субсидии компаниям.

На этот раз все иначе: самым уязвимым экономическим агентом стало именно государство. И это очень многое меняет.

Правительство за минувшие годы растратило значительную часть своих запасов. У ЦБ еще есть резервы, а вот резервный фонд и фонд национального благосостояния «подушкой безопасности» уже не будут – надолго их не хватит. Накануне кризиса 2008 г. объем резервного фонда был 8,5% ВВП, а сейчас – лишь 3,3% ВВП. При этом зависимость бюджета от цен на нефть усилилась в несколько раз. Если в апреле 2008 г. дефицит без учета нефтегазовых доходов был 2% ВВП, то сейчас – уже 12,4% ВВП, доля нефтегазовых поступлений в доходах бюджета четыре года назад была 45,6%, сейчас – 52%.

Есть еще одно тяжелое обстоятельство. Спасая страну от кризиса четыре года назад, российское правительство (в отличие от других стран) часто принимало не временные меры по поддержке экономики, а постоянные, особенно увлекаясь наращиванием социальных обязательств. В результате к новому кризису государство подошло с очень рискованным бюджетом: расходная часть в 2008 г. была на уровне 15,7% ВВП, тогда как сейчас государство набрало на себя обязательств на 23,5% ВВП.

Урезать эти расходы будет очень трудно. Да Путин и пытаться не хочет. «Принятые бюджетные обязательства не могут быть существенно сокращены вследствие их социальной направленности», – говорится в послании. Поэтому чтение бюджетного послания от тревоги не спасает. В нем не хватает самого главного: списка бюджетных расходов, которые будут сокращены или отложены до лучших времен.