Статья опубликована в № 3134 от 02.07.2012 под заголовком: Правила игры: Сохранение еврозоны

Константин Сонин: Сохранение еврозоны

На прошлой неделе европейские лидеры сделали наконец серьезный шаг к спасению зоны евро. В решимости самих лидеров сохранить еврозону сомнений не было никогда. Проблема состояла в том, что им нужно убеждать граждан в своих странах в необходимости болезненных мер. После того как на июньских выборах в Греции граждане поддержали партии, которые выступают за «затягивание поясов», и удалось сформировать правительство, которое готово действовать в этом направлении, ожидался аналогичный шаг со стороны Германии и Франции. Там политикам сложнее. Это в Греции выбор стоит между двумя путями – снизить размеры госсектора, социальные выплаты и гарантии, оставшись в еврозоне, или выйти, чтобы то же самое было проделано за счет высокой инфляции. А в Германии, например, основные выгоды от того, что страны, в которых много лет был приток капитала (Испания, например), импортировали немецкую продукцию, позволяя германской экономике расти, уже получены. Трудно заставить кого-то платить за сделанное ему добро, если о том, что придется платить, не предупредили заранее. Убедить сейчас германских и французских граждан, что испанцы – в том числе испанское правительство – практически ни в чем не виноваты, очень трудно.

От «сильных стран» еврозоны ожидается, по существу, несколько конкретных действий. На встрече 28 июня одно из таких действий было сделано. Объявлено, что средства для поддержания банков, у которых возникают проблемы с ликвидностью, будут предоставляться через «общеевропейские» каналы – Европейский фонд финансовой стабильности и новый Европейский стабилизационный механизм. В чем принципиальное отличие этого шага от того, что делалось раньше? Если деньги поступали в банки той же Испании через испанское правительство, то это приводило к увеличению государственного долга и, значит, к новым сомнениям инвесторов в способности правительства расплатиться. Это, в свою очередь, заставляло правительство еще сильнее сокращать расходы, усложняя и без того сложное положение в экономике, и так далее. Этой проблемы не возникает, если банки будут получать деньги из единого центра, минуя правительство и не увеличивая госдолги. Конечно, в таком случае необходим и единый регулятор – и такой орган создается при Европейском центральном банке. Это означает, что ЕЦБ стал еще на шаг ближе к тому, чтобы быть настоящим центральным банком – органом, который печатает столько денег, сколько хочет, и является регулятором для банков. Первое условие пока не выполнено – и в этом принципиальное отличие ЕЦБ от обычного центробанка.

А если говорить не макроэкономическим языком, а обычным, то все еще проще – страны еврозоны сделали широкий шаг к тому, чтобы стать единой страной. Остается дать ЕЦБ право печатать деньги без ограничений и узаконить централизованный контроль над фискальной политикой (де-факто контроль уже довольно сильно централизован). Всего ничего.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать