Статья опубликована в № 3135 от 03.07.2012 под заголовком: Конъюнктура: Все – с ярмарки, мы – на ярмарку

Константин Симонов: Все – с ярмарки, мы – на ярмарку

Президент и премьер все чаще стали говорить про вторую волну кризиса. Заблаговременная подготовка к глобальным экономическим бедствиям – вещь похвальная. Но вопросы относительно технологии борьбы с кризисом все же возникают. Скажем, не произойдет ли так, что наши крупные концерны опять потянутся к кассе – «слишком большие, чтобы упасть» начнут просить финансовые костыли за счет федерального бюджета? Первые запросы, кстати, уже идут, хотя вторая волна кризиса только показалась на горизонте.

Дыры в балансе появляются в том числе из-за неумелой экспансии за рубеж. Которая становится все более массовым явлением. Не думаю, что агрессивная скупка активов за рубежом связана с недовольством российским инвестиционным климатом. Хотя бы потому, что очень часто инвестиции идут в страны с еще более непредсказуемой политической ситуацией и еще более высокими рисками (вспомнить хотя бы заход в ливийские проекты накануне свержения Муамара Каддафи). Так что есть тут явно и психологическая составляющая: ощущение игры в высшей лиге бизнеса. Удовольствие от возможности покупать активы в других странах и чувствовать себя глобальным предпринимателем.

При этом государство этому не только не препятствует, но и всячески эту экспансию поощряет. Возможно, и тут мы имеем вовсе не экономическую мотивацию. Скупка собственности может рассматриваться как укрепление наших политических позиций. Доллар сегодня видится главным инструментом нашей внешней политики.

Это несколько удивительно, если учесть, что государство вроде как борется за приток инвестиций внутрь страны. Мы говорим, скажем, про необходимость капитальных вложений в проекты на востоке страны, создаем даже специальное министерство – а сами с гордостью наблюдаем, как наши компании покупают в разных уголках мира еще что-то, зачастую совершенно непонятное с точки зрения бизнес-логики.

Возникает простой вопрос: а хватит ли денег и на экспансию, и на обещанную реиндустриализацию с модернизацией? Возможно, наши капитаны бизнеса уже видят себя в качестве глав транснациональных корпораций, опутавших весь мир своими сетями. Вот только есть сомнение, что эти мечты пришли вовремя.

Экономика в период кризиса всегда демонстрирует тенденцию к регионализации. Инвестиции будут возвращаться в базовые государства, думающие о создании конкурентных преимуществ. Скажем, в США дешевый сланцевый газ дал серьезный толчок удешевлению электроэнергии и росту добычи нетрадиционной нефти. Все это в совокупности используется как раз для возврата промпроизводств на территорию США. Где начинаются попытки промышленного возрождения и нового бума инвестиций в инфраструктуру.

Западные страны думают, как вернуть промышленность назад накануне глобального экономического цунами – мы же вдруг начитались книг про глобализм и начали грезить экономической экспансией.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать