Максим Гликин: Человек вечной войны

Писатель и журналист Александр Проханов на минувшей неделе удостоился почета, который не снился и первым из единороссов. С понедельника по четверг на главном госканале «Россия 1» прошел четырехчастный документальный сериал «Солдат империи», где Проханов рассказывает о себе, холодной войне СССР и Запада, Советской армии и ее воинах. Никакого юбилейного повода не было. Но одновременно с показом выяснилось, что Проханов номинирован в совет по Общественному телевидению, который будет утверждать президент Владимир Путин.

Помимо книги «Последний солдат империи», давшей имя сериалу, у Проханова в 2001 г. вышел еще один примечательный опус – «Господин Гексоген». В основе сюжета – версия, по которой взрывы домов в 1999 г. были заговором власти ради прихода на высший пост Избранника.

«Что это был за проект – проект создания Путина из ничего, из облака мерцающей пыли? Как в недрах этого проекта рассматриваются взрывы московских домов?» – спрашивал Проханов в 2002 г. у опального Бориса Березовского, приехав к нему в Лондон за большим интервью. Если бы кто-то сказал тогда, что Путин утвердит Проханова в телевизионный совет, его бы сочли сумасшедшим. Но 10 лет спустя это никого не удивит. Теперь Проханов, бывший пропагандист ГКЧП, КПРФ, главред газеты «День», запрещенной Минюстом (и переименовавшейся в «Завтра»), – один из главных ораторов пропутинских митингов.

В эпоху реакции – а сейчас именно такой момент – власти нужен союзник справа, якобы независимый от нее и даже в чем-то ее критикующий, отмечает политолог Алексей Макаркин. На фоне Проханова Путин и его окружение выглядят чуть ли не европейцами.

Идет война и линия фронта прямо здесь, в студии, кричал Проханов на оппонента-либерала Николая Сванидзе на одном из недавних ток-шоу. Похоже, те, кто возвышает «солдата империи» и делает его пропагандистом власти, мыслят в похожих милитаристских категориях. И уже забыли, что в декабре, когда в пакете с прочими политическими послаблениями было объявлено о создании Общественного ТВ, речь шла о поисках компромисса с креативным классом, а не о беспощадной войне с либералами до полной ликвидации крамолы.