Екатерина Соболь: Проблема ОАК не только в финансировании
На авиасалоне «Фарнборо-2012» российским производителям самолетов так ничего и не перепало. Президент Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Михаил Погосян провел две пресс-конференции, но не сообщил ни об одном новом заказе для ОАК – разве что обещал до конца года заключить контракт на 40 самолетов Superjet 100. И покинул Фарнборо вечером в среду – на день раньше запланированного срока. Возможно, общаться с прессой и более успешными коллегами просто стало неудобно. Потому что Boeing и Airbus продолжают делать на авиасалоне деньги – чуть ли не рекордные.
Для ОАК «Фарнборо-2012» с самого начала не задался: в первый же его день «Армавиа» объявила об отказе от контракта на Superjet 100. Во второй – президент корпорации «Иркут» (входит в ОАК) Алексей Федоров объявил, что малазийская Crecom перевела твердый контракт на 50 МС-21 обратно в опцион. Для Погосяна это были, мягко говоря, неприятные новости, тем более что «Фарнборо-2012» для его карьеры этапный: до сих пор он приезжал сюда как президент «Гражданских самолетов Сухого» и вот впервые – в новом качестве президента ОАК.
Но не стоит связывать проблемы российского авиапрома исключительно с одной личностью. Причины куда глубже. ОАК всегда была сложным госактивом (государству в лице Росимущества принадлежит в ней 83,18% акций). Указ о ее создании из примерно 20 убыточных авиапредприятий – заводов и КБ в предсмертном состоянии – президент Владимир Путин подписал еще в феврале 2006 г. Только на погашение долгов ОАК государство выделило 46 млрд руб., а на развитие гражданских проектов оно дает ОАК миллиарды рублей каждый год. Стоимость проекта МС-21 – около $5 млрд, а Superjet– $3 млрд бюджетных средств. Но и с такой помощью корпорация продолжает огорчать: чистый убыток ОАК по РСБУ в 2011 г. увеличился в 2 раза по сравнению с 2010 г. – до 14,7 млрд руб. Сейчас на согласовании в правительстве лежит обновленная программа финансирования авиационных проектов – на 1,7 трлн руб. Но дело не только в финансировании. «Проблема в головах – никакие деньги за нас ничего не сделают, – говорит высокопоставленный работник ОАК. – Почему, когда я прошу подумать некоторых российских поставщиков о том, как сделать МС-21 лучше зарубежных аналогов, они напоминают мне, что им пора обедать?».