Сергей Медведев: Парковка по понятиям

В Москве идет война между машинами и людьми, и автомобили в ней пока побеждают

В нашем городе идет война. Война за каждую улицу и площадь, за каждый метр тротуара, за дворы и газоны. Война между машинами и людьми, и автомобили в ней пока побеждают. Москва превратилась в пространство тотальной парковки, и пешеходу надо проявлять известную ловкость, чтобы пробраться между стоящими на тротуаре машинами, не запачкав одежды. Впрочем, победителей в этой войне нет, и водитель, перегородивший своей машиной пешеходный переход, сам оказывается заперт тем, кто встал вторым рядом.

Ставя машину вторым рядом, перегораживая выезд, водители, говоря языком экономики, экстернализируют свои транзакционные издержки

Машины оккупируют все новые общественные пространства, вытесняя людей внутрь домов. Захвачены центр и спальные районы: дворы многоэтажек – это хранилища автомобилей, изуродованные «ракушками», шлагбаумами и блокираторами. Окраины районов – это десятки квадратных километров гаражей, зоны отчуждения с колючей проволокой и овчарками. Полноту лагерной картины довершают будки охранников и прожектора.

В пространстве тотальной парковки сложно прорасти нормальной городской среде с ее свободными площадями-агорами и широкими тротуарами, где стоят столики кафе и прогуливаются бодлеровские фланеры, наблюдая жизнь и ловя отражения в витринах. Элементарная прогулка по тротуару превращается в преодоление полосы препятствий.

Парковка – это русская стихия, как грязь, водка или коррупция. Парковочный хаос удобен для всех, вокруг него сформировался негативный консенсус: если нарушают все, то и мне можно. Ставя машину вторым рядом, перегораживая выезд или остановку, водители, говоря языком экономики, экстернализуют свои транзакционные издержки, переносят свои проблемы на других. При этом трогательно смотрятся включенные аварийки и таблички с номером телефона: эдакое хамство с реверансами.

Законы стихийной парковки отражают распад общества, превосходство частных интересов над коллективными. Это не пространство норм, а типичная зона неформальных общественных договоренностей, иначе известных как понятия. Россия, как известно, живет по понятиям. Именно поэтому вызывают скепсис последние новации, связанные с десятикратным увеличением штрафов за неправильную парковку. Видеорегистраторы будут двигаться лишь по 18 маршрутам в центре: осмелюсь предположить, что это будут парадные улицы, где ездит начальство. Деньги будут собираться, «письма счастья» будут рассылаться; пропорционально увеличению штрафов вырастет коррупционная составляющая. Но переменит ли это извечную уверенность российского человека, что общественное пространство – значит ничье, и там можно хамить, сорить и парковаться?

Наблюдатель столичной жизни вспомнит, что мэрство Сергея Собянина началось с решительной борьбы с незаконной парковкой на Тверской. Была бескомпромиссно проведена желтая линия у обочины – и что же? Машины стали заезжать на тротуар, Тверская так и не обрела цивилизованного европейского облика. Понятия в очередной раз возобладали над формальными правилами.

В вопросе о парковках есть один верный тест: ресторан «Недальний Восток» на Тверском бульваре. По будним дням там обедают и ужинают серьезные люди, чьи лимузины и джипы охраны перекрывают почти всю проезжую часть, образуя на внешней стороне Бульварного кольца пробку аж до Петровских Ворот. Машины там серьезные, стоят по всем понятиям, и водители осторожно протискиваются в один ряд, не смея протестовать. Сумеет ли власть зачистить эту наглую парковку? Или же эта парковка сильнее власти, или, что еще точнее, она и есть власть? Это вопрос о том, сможем ли мы когда-нибудь жить в мире законов, а не понятий; в конечном счете – вопрос о честности, надежности и эффективности государства. Пока что наша власть этот тест проваливает: и на Тверском бульваре, и, что страшнее, в Крымске.

Автор – профессор Высшей школы экономики