От редакции: Ужас настоящего

Неприятие современного искусства в России имеет более глубокие корни, чем просто косность и необразованность.

Вопрос «Что такое современное искусство?», заданный гражданам фондом «Общественное мнение», поставил в тупик более половины респондентов: 48% затруднились с ответом; у 6% не возникло никаких ассоциаций; 13% осторожно назвали виды искусства – архитектура, скульптура, живопись, музыка и т. д.; 10% высказались в духе «это не искусство», а «безобразие» и «гадость»; 6% ухватились за слово «современное» – т. е. искусство наших современников. По 2% получили оценки вроде «непонятное», «интересное», «абстрактное», «вульгарное» и т. д. Еще 2% пытались назвать имена деятелей современного искусства. Вот они, современные художники: Пикассо, Дали, Малевич, Глазунов, Шилов, Церетели, Никас Сафронов, Марат Гельман, Стивен Кинг, Пугачева, Галкин, Басков, Киркоров, «Бурановские бабушки».

Как свидетельствуют другие опросы, граждане вообще не очень ходят по музеям и театрам. Тем не менее в искусстве ценят что-то консервативное, сделанное в прошлом и по неким правилам. На Западе выставки современного искусства собирают гораздо большую и стабильную аудиторию, чем в России.

Зато в России очень популярно негативное политическое использование понятия современного искусства, восходящее, наверное, еще к знаменитому разгону Хрущевым выставки «Новейшее искусство» в 1962 г. Удивительно, но, несмотря на то что вожди-крестьяне давно ушли в прошлое, выставки и художественные акции до сих пор нередко выплескиваются за пределы мира искусства и становятся фактами общественной жизни, а иногда и предметами уголовных дел. «Современным искусством», оказывается, очень легко возмутить общественное мнение – хотя общество и не понимает, о чем речь.

Возможно, дело в некоей общей привычке отрицания современности – слишком долго в России господствовали идеологии строительства прекрасного будущего, в то время как реальное настоящее вызывало неприятие и тошноту. Ну а если считать, что современное искусство исследует конфликт, противоречия и проблемы современного общества, то понятно, почему российские политики могут любить его лишь временно, негласно и желательно в связи с освоением бюджета.