От редакции: Нынешние пенсионеры важнее будущих

Пенсионная реформа не сходит с первых страниц газет: при всем желании правительство не может больше ее откладывать – деньги кончаются. Но чтобы разрубить пенсионный узел, требуются крайне непопулярные меры – например, повышение пенсионного возраста. Решиться на них страшно, да и Путин не велит.

И вдруг находится «гениальный» выход – лишить пенсий будущее поколение, чтобы прокормить пенсионеров нынешних. Дефицит Пенсионного фонда можно быстро погасить, если отменить накопительную часть пенсий, подсчитал Минтруд. К сожалению, эту точку зрения поддерживают многие влиятельные чиновники (подробнее – в статье «Лучше не копить» в № 130 от 16.07.2012).

Это решение будет большой ошибкой. Хотя накопительный компонент действительно пока еще слишком мал, чтобы за счет него обеспечить достойную старость младшему поколению, упразднить его – значит полностью вернуться в Советский Союз, перечеркнув все позитивные достижения минувших 10 лет.

Как умение мыслить – единственное, что принципиально отличает человека от животных, так и накопительный компонент отличает современную пенсионную систему от примитивной распределительной системы советского образца. Накопительный компонент – это институт, который меняет сознание людей. Его нужно совершенствовать, чтобы продолжать превращать граждан из инфантильных получателей благ в активных участников экономической жизни.

Это доказывают и цифры. С 2002 г. пенсионные накопления граждан выросли в 30 раз (до 1,5 трлн руб.) и начали играть серьезную роль в финансовой системе. Соотношение обязательных и добровольных пенсионных сбережений (примерно 3 к 2) говорит о том, что будущая пенсия для россиян перестала быть абстрактной темой – люди готовы жертвовать текущими потребностями ради обеспечения своей старости. Только в программе государственного софинансирования пенсий участвует 11 млн человек.

Удивительно, что правительство готово пожертвовать доверием граждан, 10 лет копивших себе на пенсию, но при этом не решается на повышение пенсионного возраста. Ответ, вероятно, в области политических предпочтений президента: повысить пенсионный возраст – значит обидеть старшее поколение, верный электорат, а отмена пенсионных накоплений – это удар по ненавистному среднему классу. И по будущему страны.

Между тем внутри нынешней пенсионной системы есть огромные резервы. Если их высвободить, можно было бы решить проблему дефицита ПФР надолго и системно.

Мы несем огромное по меркам других стран бремя по выплате досрочных пенсий: каждая третья пенсия в России назначается досрочно. Реальный возраст выхода на пенсию в нашей стране (оценка Независимого института социальной политики) – это 49 лет у мужчин и 48 лет у женщин. Это, соответственно, на 11 и 7 лет меньше возраста назначения обычной пенсии! Изучение списка профессий, имеющих право на досрочную пенсию, приводит в шок – он огромен: водители троллейбусов и педагоги, телефонисты и сотрудники почты, театральные деятели, многомиллионная армия силовиков, сотрудников спецслужб и чиновников.

В нашей стране не редкость 35-летние сотрудники МВД и МЧС, выходящие на пенсию. Легче сказать, кто не имеет на нее прав. Многие из этих людей трудятся на самом деле в совершенно нормальных условиях. Досрочные пенсии сейчас получают 3,2 млн человек, ежегодно на них тратится около 300 млрд руб. (без учета силовиков).

Эта традиция тоже уходит корнями в СССР – досрочные пенсии позволяли привлекать работников на вредные и тяжелые производства, на Крайний Север. Но в рыночной экономике для этого есть другие стимулы – например, более высокая зарплата, развитая система выплат в связи с травмами и профессиональными заболеваниями. Да те же досрочные пенсии. Но обычно их финансируют работодатели, а не государство за счет всех остальных налогоплательщиков. Компании, где люди трудятся в тяжелых условиях, – это чаще всего высокоприбыльные производства: нефть, газ, уголь, металлургия. Они за счет своих прибылей должны сами финансировать досрочные пенсии, чтобы привлекать к себе работников.

Если государство снимет с себя бремя досрочных пенсий (во всяком случае, большей их части), не понадобится даже повышать пенсионный возраст. Это облегчит нагрузку на всех работодателей страны, но повысит ее на те компании, где есть вредные и опасные условия труда. Разумеется, они будут против.