От редакции: Резкое сокращение бюджета – вопрос времени

Говорите что угодно, все равно секвестр будет, потому что он бывает всегда, когда не хватает денег». Это цитата из далекого 1997 года, когда правительство отчаянно боролось с оппозиционной Думой за сокращение бюджетных расходов. Но проиграло: Дума заблокировала программу экономии и утвердила популистский бюджет, точнее, бюджет из русской народной сказки – расходы превышали доходы примерно на 50%.

Учитывая, что налоги в те времена мало кто платил полностью, а в Юго-Восточной Азии уже разгорался финансовый кризис и нефть стоила $12 за баррель, сказочный бюджет был обречен с самого начала. Спустя полгода все жители страны выучили французское слово «секвестр». В переводе – вынужденное резкое сокращение расходов бюджета из-за того, что казна пуста.

Как и ваучер, секвестр накрепко ассоциируется в народной памяти с Анатолием Чубайсом, а зря. Чубайса уволили с поста министра финансов еще до того, как расходы были урезаны на 30–50%. Делать это пришлось уже Алексею Кудрину – с многочисленными скандалами. Время было упущено, от кризиса 1998 г. запоздалый секвестр страну не спас. Зато депутаты-популисты остались в сознании телезрителей белыми и пушистыми, а ответственность за вынужденный секвестр полностью легла на правительство.

Мы вспомнили эту историю потому, что она, похоже, повторяется.

В правительстве сейчас разворачивается нешуточная борьба по поводу проекта бюджета. Партия реалистов (условно назовем ее так) твердит, что эпоха народных сказок закончилась. «Мы заходим на траекторию торможения расходов. Это пока трудно осознается, потому что мы привыкли каждый год наращивать – триллион плюс, триллион плюс. А здесь мы впервые исходим из того, что нужно сделать минус», – объясняет в интервью Reuters замминистра финансов Татьяна Нестеренко.

Вчера Минфин опубликовал «Основные направления бюджетной политики на 2013 г. и плановый период 2014 и 2015 гг.», где черным по белому написано: товарищи, в мире кризис, рост мировой экономики замедлится, а значит, сократится и спрос на энергоносители, что, конечно же, приведет к уменьшению объемов нефтегазовых поступлений в бюджет. Помимо кризиса надо учитывать еще и замедление роста экономик Восточной Азии, и рост предложения сланцевой и сверхтяжелой нефти, пишет Минфин. И предупреждает: критическая для нашего бюджета цена барреля $80 – это и есть долгосрочная прогнозная цена. Выше не будет.

Минфин предложил и программу сокращения расходов на 2,2 трлн руб. в 2013–2015 гг. Там большой пакет мер, включая пенсионную реформу, ускоренное сокращение численности призывников и полиции, внедрение адресной социальной помощи, снижение трат на госзакупки, сокращение ассигнований регионам, РЖД и Пенсионному фонду. Кроме того, Минфин предложил индексировать социальные выплаты не на плановую инфляцию, а на фактическую.

Но у партии сказочников другая картина мира. Во всех протоколах бюджетной комиссии значится: «Не согласиться с предложениями Минфина». Вместо сокращения расходов бюджетная комиссия в ходе обсуждения даже решила их увеличить.

«Когда мы все суммировали, что предлагалось на совещаниях вице-премьеров, получилось на 700 млрд руб. плюс в 2013 г. – и дальше по возрастающей», – сокрушается Нестеренко. Премьер Дмитрий Медведев, как ни в чем не бывало, в понедельник выступил с заявлением, что средний размер трудовой пенсии к 2015 г. будет увеличен не менее чем на 45% и готовится программа повышения зарплат бюджетников. Минэкономразвития на выполнение предвыборных обещаний Путина, инвестрасходы, транспортную инфраструктуру требует дополнительные 2,5 трлн руб. к уже утвержденным на 2013–2015 гг.

Сходство ситуации 1997 г. и нынешней в том, что расходы неизбежно придется резать. Это ясно всем. Выбор, стоящий сейчас перед правительством, заключается не в том, сокращать или нет расходы бюджета. А в том, когда это делать. Будут ли это продуманные и заблаговременные шаги или нас ждет вынужденная рубка бюджетных статей в пожарном порядке, когда одновременно придется еще и спасать экономику от кризиса.