Аня Шифрин, Имон Кирчер-Аллен: Наступает глобальная весна

Редактируя наш сборник «От Каира до Уолл-стрит: голоса глобальной весны» (From Cairo to Wall Street: Voices from the Global Spring), мы убедились, что одной из ключевых движущих сил новой эры протестов стало совпадение желания и возможности устанавливать контакты – соединяться и объединяться на уровне районов, городов, стран и даже континентов.

Протестное движение в стране каждого из авторов было пронизано осознанием общей судьбы и глобальной общности. Социальные медиа, конечно, были одним из инструментов, облегчивших действия протестующих. Но столь же важной оказалась и вновь осознанная ценность общественных пространств и понимание, что плюрализм идей выше любой догмы, что акт сотрудничества так же важен, как и его результат.

Разумеется, причины протестов были всюду разными (хотя есть и сквозные темы: жилье, безработица, неравенство). Но философия массовых коллективных и инклюзивных действий, направленных на социальные перемены, объединяет все новые движения.

Мохеб бен Гаруи, 24-летний активист из Туниса, в статье для нашей книги пишет о том, как его соотечественники самых разных взглядов на жизнь и политику вышли на улицы, чтобы занять городские площади и потребовать, чтобы их голос был слышен при выборе будущего страны. И в других странах сам акт «захвата» территории много значил для протестующих. И в Тунисе, и в Египте люди, привыкшие считать себя одиночками в годы правления репрессивных режимов, выходя на площади, с радостным удивлением обнаруживали, что они не одиноки. Дело не только в сопротивлении: в Испании, Греции, США и Британии «оккупированные» площади становились местом формирования новых демократических обществ.

В Греции и Испании протестующие рассказывали нам, что опыт ближних становился для них откровением. На площадях возмущенные испанцы возвращали себе чувство единения местных сообществ и общества в целом.

Своей историей поделился с нами и 29-летний Джавад Набулси из Египта. Набулси, работавший в благотворительных организациях в Верхнем Египте, пишет о том, как книги «Переломный момент» Малкольма Глэдвелла и «От хорошего к великому» Джима Коллинза позволили ему лучше понять механизм общественных перемен. «Я бывал в деревнях и трущобах, видел всю глубину их бедности и думал, что изменить их жизнь невозможно. Я говорил себе: «Эти проблемы настолько гигантские, что любое действие будет лишь каплей в море», – пишет Набулси. Но, читая Глэдвелла и Коллинза, Набулси осознал: менять всю страну и не нужно. Нужно сконцентрироваться на лидерах , обладающих влиянием. Он начал создавать группы в Facebook, чтобы наладить контакты между единомышленниками.

Результаты нового мирового единения не очевидны. В некоторых странах произошли смены режимов, но нет ясности, какую роль станут играть молодые идеалисты в будущем своих стран. Уверенно можно сказать только одно: способность и желание объединяться теперь никуда не денутся.