Константин Сонин: Как распределять недра

В начале июля президент Путин произнес слова о том, что участки недр федерального значения должны распределяться только на аукционах, потому что механизм конкурсов неэффективен. Это правильные слова, под которыми подпишется любой грамотный экономист в мире. Однако результат будет зависеть не от слов, а от того, во что идея воплотится на практике. В данном случае – как будут организованы аукционы. Что хорошо – серьезность намерений правительства по повышению эффективности можно будет увидеть уже по правилам их проведения.

Теоретически при продаже таких объектов, как крупные участки недр, могут возникнуть сложности нескольких видов. Во-первых, всегда существует проблема оптимального разбиения на лоты. Если сделать объекты для продажи слишком большими, конкуренция будет низкой – участвовать смогут только очень крупные фирмы. Если разбить на лоты слишком мелко, проблемы возникают из-за того, что участники будут торговаться очень осторожно, опасаясь оказаться с недостаточно большим (для оптимального извлечения прибыли) количеством лотов. Однако проблема разбиения на лоты – скорее технологическая.

Второй тип сложностей, возникающих при организации таких аукционов, – чисто экономический. Могут возникнуть проблемы с эффективностью конечного результата – объект может попасть в руки не того участника, который сможет извлечь из него самую большую пользу. Во многих ситуациях аукционы обеспечивают самый эффективный исход. Именно в этом заключается преимущество аукционов над конкурсами, о котором упомянул президент. В случае аукциона участники, которые оценивают собственную будущую прибыль точнее, чем любая конкурсная комиссия (у претендентов на объект продажи всегда есть стимулы скрывать часть имеющейся у них информации), используют эту информацию, определяя размер ставок. В итоге победитель определяется с использованием большего объема информации, чем в случае конкурса, что, само собой, повышает эффективность. Наиболее «информативный» способ проведения аукциона – английский, открытый восходящий, знакомый по «Двенадцати стульям» и самый распространенный в России аукцион.

К сожалению, как показывает огромный международный опыт проведения крупных аукционов, да и российский приватизационный опыт, более важной проблемой, чем «информационная открытость», является проблема сговора. В случае когда участники сговариваются, эффективность исхода может и не нарушиться (выиграть может тот, кто выиграл бы аукцион и так), но продавец получит гораздо меньше, чем мог бы. И здесь английский аукцион не годится – закрытый аукцион, в котором участники подают заявки в конвертах, гораздо более устойчив к сговору участников.

Итого: если мы увидим, что лоты не слишком большие и нет ограничений на участие в аукционе, то мы будем знать, что президент серьезно отнесся к вопросу эффективности. А если аукцион будет «первой цены» – что ж, это серьезная борьба с возможным сговором.