Константин Симонов: Оружейные маневры

Тема свободного оборота короткоствольного оружия опять захватила российское общество. Но я обратился к этой теме не для того, чтобы поддержать или опровергнуть сторонников активного самовооружения граждан. Хотя, например, статистическое сравнение США и России совершенно не убеждает в эффективности свободного ношения оружия. Да, по количеству убийств на 100 000 населения в 2010 г. Россия опережала США в 2,3 раза. Зато по количеству грабежей опять же на 100 000 населения немного, но все же уступала. А, скажем, по изнасилованиям США намного впереди нас – в 7,8 раза. Кроме того, с 1991 г. число преступлений с применением насилия в США серьезно пошло вниз – уровень убийств упал за 10 лет более чем в 2 раза, грабежей и изнасилований – в 1,5. Как мы понимаем, это объясняется вовсе не легализацией свободного ношения оружия – это право зафиксировано еще в «Билле о правах». Так что источник исправления ситуации с преступностью – это все же не пистолет у всех в кармане.

Мне лично любопытно, что с идеей свободного обращения короткоствольного оружия выступил представитель партии власти. Хотя очевидно, что такая идея означает признание неспособности государства победить криминал и провала реформы милиции. Возможно, у сенатора Александра Торшина есть какие-то тайные мотивы. Скажем, эта тема могла бы быть аналогом похорон Ленина и служить инструментом отвлечения общественного внимания. Но вообще-то тему оружия должна поднимать не правящая партия, а либеральная оппозиция. По той причине, что это идея ухода государства из значимой сферы жизни. «Раз вы нас не можете защитить – дайте мы это сделаем сами». Вопрос, конечно, в том, сумеют ли граждане сами заменить государство в таких сферах, как личная безопасность. Возьмем 90-е гг., когда уровень вмешательства государства в эту сферу объективно снизился. В 1990 г. количество убийств на 100 000 человек было почти таким же, как сейчас. А в 1995 г. оно скакнуло сразу в 2 раза.

Чувствуя свободу в вопросах, связанных с безопасностью других людей, наши сограждане зачастую повышают уровень своей лихости. Банальный пример – правила выгула собак в городах, которые регулярно и демонстративно нарушаются нашими согражданами. Никакое гражданское общество не может научить их таким простым правилам поведения. Или возьмем другой момент – автодороги. Нарушений правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, повлекших по неосторожности смерть другого человека, у нас всего в 1,5 раза меньше, чем убийств или покушений на убийство. Так что я лично в самоорганизацию граждан с оружием не слишком верю. Правда, и стремление государства быстрее расписаться в собственной беспомощности не слишком радует.