Ольга Кувшинова: Накопления не нужны

«Отмена обязательной накопительной системы сделает невозможным развитие добровольных накоплений». Герман Греф, президент Сбербанка

Сложно придумать еще какое-нибудь решение, столь же комплексно, как отмена пенсионных накоплений, подрывающее всю экономическую систему. И макроэкономическую устойчивость (ликвидация внутреннего источника длинных денег), и бюджетную (накопления поддерживают рынок госдолга), и социальную (неизбежное падение размера пенсий в силу демографии), и инвестиционную привлекательность и финансовый рынок (рост недоверия к государству, которое не в состоянии справиться с крупным инвестиционным ресурсом). И предсказуемость и стабильность политики тоже: не далее как в мае президент подписал указ об обеспечении роста доходности пенсионных накоплений, а вместо этого – третья за 10 лет кардинальная смена дизайна пенсионной системы.

Ратуя за отмену накопительной части пенсии, Минтруд аргументирует это ее неэффективностью: нет должных институтов, конкурентной среды, надлежащего контроля. Поэтому пусть накопления будут добровольными, приходит ведомство к парадоксальному выводу. Видимо, добровольность как-нибудь справится и без конкуренции с институтами? Но логика парадоксальна только на первый взгляд. Ведомство действует в рамках своей сферы ответственности: чтобы у Пенсионного фонда сократился дефицит. Он уменьшится, если передать 6% накопительного взноса в солидарную часть, из которой выплачиваются пенсии нынешним пенсионерам. За все остальное Минтруд не в ответе. Как пояснил однажды высокопоставленный чиновник экс-Минздравсоцразвития, «мы не политики – мы бухгалтеры».

Отмена накопительной системы станет сигналом о бесперспективности накоплений как таковых: сколь-нибудь массовыми они не станут. Постепенно пенсионеры составят большинство избирателей, будут требовать повышения пенсий – и будут правы: им же сказали, что копить бесполезно, а примерно 8000 руб. в нынешних деньгах – это тот максимум, который обещает Минтруд за 40 лет стажа. Под давлением электората дефицит бюджета снова вырастет.

Почему же чиновники не занимаются созданием условий для эффективности накоплений? Укреплением институтов, стимулированием деловой активности? Когда создаются рабочие места (сейчас – сокращаются), рынок труда выходит из тени (сейчас – уходит), тогда и доходы ПФР растут. Почему решение сводится к сиюминутному затыканию дыры в ПФР? Наверное, потому, что отменить накопления и проще, и быстрее. А искать выход из тупика, к которому эта отмена приведет, будут другие люди.