Джозеф Стиглиц: Как от нефтяного проклятия прийти к благословению

Открытие новых месторождений ценных ископаемых в ряде стран Африки, в том числе Гане, Уганде, Танзании и Мозамбике, поднимает важный вопрос: станет ли это неожиданное богатство благословением, которое принесет процветание и надежду, или же политическим и экономическим проклятием, как это уже случилось в стольких странах?

Экономические и политические результаты богатых природными ресурсами стран в среднем оказываются хуже, чем у государств, которые не могут похвастаться подобным изобилием. Первые медленнее развивались, им свойственен более высокий уровень неравенства, что противоречит интуитивному представлению о том, что чем богаче страна ресурсами, тем лучше для всех. Но как ни обкладывай налогами добычу природных ресурсов, они от этого не исчезнут, а значит, страны, у которых ресурсы – основной источник доходов, могут и должны использовать полученные средства на финансирование образования, здравоохранения, развитие и перераспределение.

Сырьевая классика

В экономике и политологии существует огромная литература о синдроме «сырьевого проклятия». Существуют гражданские инициативы, вызванные к жизни этой проблемой: например, «Мониторинг доходов» (Revenue Watch) и «Инициатива по повышению прозрачности добывающего сектора» (Extractive Industries Transparency Initiative, EITI). Три экономические составляющие проклятия хорошо известны:

– валюта в сырьевых странах имеет склонность укрепляться, что затрудняет экспорт несырьевых товаров;

– добыча ресурсов мало способствует созданию новых рабочих мест, а значит, растет безработица;

– из-за волатильности сырьевых цен экономический рост неустойчив; ситуацию усугубляют международные банки, которые рвутся вкладывать в страну во время пика котировок и бегут из нее, как только начинается спад (демонстрируя проверенное временем утверждение, что банкиры кредитуют только тех, кому на самом деле не нужны их деньги).

Более того, богатые сырьевыми ресурсами страны обычно не придерживаются стратегии устойчивого роста. Их политики отказываются понимать, что, пока они не вкладывают сырьевые деньги в производительные виды деятельности на поверхности земли, а не под землей, их страны становятся все беднее. Политическая дисфункция усугубляет проблему, ведь конфликты вокруг доступа к сырьевой ренте приводят к появлению коррумпированных и недемократических правительств.

Есть и широко известные противоядия для каждой проблемы: низкий обменный курс, стабилизационный фонд, продуманное инвестирование сырьевых доходов (в том числе в население страны), запрет на заимствования. Немаловажна и прозрачность (чтобы граждане как минимум имели доступ к информации о доходах и расходах). Но все больше ученых приходит к выводу, что эти меры необходимы, но недостаточны. Недавно обогатившимся странам нужно предпринять еще несколько шагов, чтобы увеличить вероятность «сырьевого благословения».

Первые шаги

Первое: политики страны, где найдены ресурсы, должны предпринять все усилия для того, чтобы граждане оказывались бы в полной мере выигравшей стороной. Неизбежен конфликт интересов между сырьевыми (часто иностранными) компаниями и страной-хозяйкой: первые хотят минимизировать выплаты, вторые – получить максимум. Правильно подготовленные, конкурентные и прозрачные аукционы будут гораздо полезнее для страны, чем полюбовные сделки политиков с корпорациями. Контракты также должны быть прозрачными и должны гарантировать, что, если цены растут (а это постоянно случается), неожиданная прибыль доставалась бы не только корпорации.

К сожалению, многие страны уже подписали невыгодные контракты, которые отдают непропорционально большую долю стоимости сырья частным зарубежным компаниям. Но есть простой совет: вновь сесть за стол переговоров, а если это невозможно, то ввести однократный налог на непредвиденную прибыль (windfall-profit tax).

Так и поступают правительства по всему миру. Конечно, сырьевые компании будут сопротивляться, настаивать на неизменности условий контракта и грозить уйти из страны. Но результат, как правило, обратный. Честные повторные переговоры могут стать основой для более качественных долгосрочных отношений.

Перезаключение Ботсваной таких контрактов способствовало ее замечательному росту в последние четыре десятилетия. Более того, условия контрактов пересматривают не только развивающиеся страны вроде Боливии и Венесуэлы, этим же занимаются развитые страны, такие как Израиль и Австралия. Даже США ввели налог на непредвиденную прибыль.

Вторые шаги

Столь же важно и то, что полученные от добычи сырья деньги должны быть потрачены на проекты, способствующие развитию. Страны-колонисты считали Африку местом для добычи ресурсов. Некоторые новые инвесторы исповедуют такой же подход.

Инфраструктура (автомобильные и железные дороги, порты) строилась с одной целью: вывезти ресурсы из страны подешевле, не прилагая усилия для переработки сырья внутри страны, не говоря уж о развитии местной промышленности на их базе.

Реальное развитие должно задействовать все экономические связи: обучение местных работников, развитие малого и среднего бизнеса, делающего свой вклад в добычу полезных ископаемых, создание перерабатывающих мощностей внутри страны, интеграцию природных ресурсов в экономическую структуру страны. Конечно, сегодня у этих стран нет сравнительных преимуществ в таких сферах и многие склонны доказывать, что лучше уж им положиться на свои сильные стороны. Но в этой логике сравнительным преимуществом сырьевых стран оказывается то, что другие государства эксплуатируют их ресурсы.

А это неправильно. Что действительно важно, так это динамическое сравнительное преимущество – иначе говоря, преимущество в долгосрочной перспективе, а оно поддается изменению. Сорок лет назад Южная Корея имела сравнительное преимущество в выращивании риса. Зациклись она на этой своей сильной стороне, не быть ей индустриальным гигантом сейчас. Да, она могла бы быть мировой рисовой сверхдержавой, но по-прежнему прозябала бы в бедности.

Компании будут торопить Гану, Уганду, Танзанию и Мозамбик, но у этих стран есть все основания действовать более обдуманно. Сырье никуда не денется, цены на него все растут. Тем временем эти страны могут создать и укрепить институты, полицию и законы, необходимые для того, чтобы ресурсы приносили пользу всем их гражданам.

Сырье может быть благословением, а не проклятием. Так должно быть, но это не происходит само собой. И путь к этой цели может быть непростым.