Антон Олейник: Чем беднее, тем агрессивнее

Итоговая таблица Олимпиады может быть осмыслена совершенно по-разному. Бюрократ видит в ней основание для организационных выводов. Социолог пытается связать успехи на спортивных площадках с развитием чувства национального самосознания. Экономист делает акцент на взаимосвязи спортивной и макроэкономической статистики. Критический институционалист ищет параллели между поведением спортсменов и обладателей власти.

Торстейн Веблен, представитель «старого», или «оригинального», институционализма, предлагает необычный вариант интерпретации результатов спортивных баталий. В своей «Теории праздного класса» он говорит, что видит истоки увлечения спортом в хищническом соперничестве.

По Веблену, действия человека производны от двух «базовых инстинктов»: инстинкта мастерства и хищнического инстинкта. Первый объясняет наше стремление выполнять любую работу качественно и добросовестно. Второй лежит в основе нашего желания выглядеть любой ценой лучше на фоне окружающих. С «хищнической» точки зрения важно не достигнуть определенного результата, а непременно одержать верх над другими.

Бокс, борьба, другие спортивные единоборства выражают идею хищнического соперничества в ее наиболее чистом виде. Здесь нет рекордов, зато есть победители и побежденные.

Если внимательнее посмотреть на таблицу медалей, завоеванных в различных видах спорта, то абсолютное первенство по сумме спортивных единоборств принадлежит России. Российские атлеты завоевали в таких видах спорта, как греко-римская и вольная борьба, дзюдо, бокс и тэквондо, восемь золотых медалей и 19 серебряных и бронзовых. Япония с шестью золотыми и 10 медалями иного достоинства на 2-м месте со значительным отставанием.

Пристрастие российского президента к спортивным единоборствам хорошо известно – он даже выступил соавтором самоучителя дзюдо. В напряженном графике президента нашлось время и для посещения именно финального поединка дзюдоистов, закончившегося победой россиянина (а вот премьер, к сожалению, не смог выкроить время для поддержки бадминтонистов).

Внимание, оказываемое спортивным единоборствам на самом высоком политическом уровне, можно объяснить своего рода избирательным сродством между логикой этого вида спортивных состязаний и характером складывающихся в России властных отношений. Российская политика – как внутренняя, так и внешняя – сродни единоборству. Победитель один, и он получает все. Победителя не судят. Победа самоценна, средства ее достижения вторичны.

Для оценки распространенности хищнических инстинктов в политике подходит «индекс миролюбия» (Global Peace Index, GPI), ежегодно рассчитываемый международной неправительственной организацией Институт экономики и мира (Institute of Economics and Peace) с офисами в Австралии, США и Великобритании. При расчете индекса принимаются во внимание такие факторы, как количество сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих, уровень преступности, размеры тюремного населения, военные расходы, наличие внутренних и внешних конфликтов. Чем ближе значение индекса к 1, тем более миролюбивы представители данной страны. В 2012 г. в число самых агрессивных попали Сомали (3,392), Афганистан (3,252), Судан (3,193), Ирак (3,192), Демократическая Республика Конго (3,073), Россия (2,938) и Северная Корея (2,932).

Если сравнительные преимущества в спортивных единоборствах и характер властных отношений действительно взаимосвязаны, то между этими двумя переменными должна существовать статистическая связь. Действительно: индекс успеха в спортивных единоборствах на Олимпиаде 2012 г. коррелирует с «индексом миролюбия» 2012 г. При расчете индекса успеха в спортивных единоборствах учитывалась относительная доля завоеванных в этих дисциплинах медалей в общем числе завоеванных атлетами конкретной страны наград (затем полученная величина была подвергнута логарифмическому превращению).

График показывает, что проводящим агрессивную внутреннюю и внешнюю политику странам чаще всего сопутствует успех и в спортивных единоборствах. Например, единственную медаль на Олимпиаде в Лондоне представители Афганистана завоевали в тэквондо (так было и на Олимпиаде в Пекине). А вот представители более миролюбивых стран – Дании (1,239), Новой Зеландии (1,239), Финляндии (1,348) или Швейцарии (1,349) – на ринге и борцовском ковре оказываются неконкурентными. Что, впрочем, не мешает им завоевывать медали в иных видах спорта.

Примечательно, что «индекс миролюбия» отрицательно коррелирует с величиной валового национального дохода на душу населения. Отрицательная корреляция наблюдается и между последним показателем и индексом успеха в спортивных единоборствах.

В общем, прежде чем безоговорочно гордиться общим медальным счетом, стоит внимательнее изучить распределение наград между спортивными дисциплинами. В некоторых случаях эта несложная операция вполне может стать дополнительным аргументом в пользу необходимости смены приоритетов во внутренней и внешней политике.