От редакции: У обывателей и полицейских разные ценности

Отношение рядовых граждан к полиции – не только индикатор эффективности работы правоохранительных органов. Мнение обывателей о государственном институте, от работы которого зависит их повседневная безопасность, отражает уровень правосознания в стране, общественные представления о законности, справедливости и, если говорить шире, уровень доверия к действующей власти. Отношение граждан к полиции в разных странах, а также ключевые факторы, влияющие на их мнение, исследовали Владимир Гимпельсон из Высшей школы экономики и Галина Монусова (ИМЭМО РАН).

Полицию критикуют везде, но градус недовольства существенно отличается. Результаты исследования одновременно предсказуемы и неожиданны. Социологи показали, что сетования первых лиц России о правовом нигилизме наших соотечественников и бизнесменов преувеличенны. Индекс правосознания в России составил 8,8 при среднем уровне 9,7 (ответ на вопрос «Оправданно ли нарушать закон»: оправданно – 1 балл, «никогда нет оправдания» – 12 баллов). Это не намного ниже, чем в Чехии, и, что удивительно, близко к уровням Франции и Германии (9,0), а также Венгрии (9,1). Лидеры по доверию полиции – скандинавские страны, Германия и Швейцария, где этот показатель колеблется от 6,7 до 8 по 10-балльной шкале. Уровень доверия наших соотечественников к полиции в 2010 г. составил 3,5. Хуже только на Украине (2,5 балла).

Мнение граждан зависит от многих причин: от уровня преступности в стране, прозрачности работы органов правопорядка, уровня общественного контроля за ними, вежливости полицейских. Показательно, что около 70% европейцев считают, что полицейские общаются с обывателями уважительно и справедливо. Среди россиян таких вдвое меньше (36%). Это лучше, чем на Украине (около 20%), но существенно хуже, чем в Болгарии (около 60%) и соседней Эстонии (74%), не говоря уже о Западной Европе. Мнение основано на личном опыте. В среднем по Европе доля удовлетворенных общением с полицией составила 64% (любопытно, что в Греции после ожесточенных стычек полиции с демонстрантами таких 65%). В России общением с органами правопорядка довольны всего 38%, на Украине – 34%. В большинстве стран Восточной Европы – немного выше 50%, в Эстонии – 73%. Большинство европейцев полагают, что полицейские разделяют их ценности (65%) и представления о добре и зле (57%).

В разных странах с этим согласно от 50 до 75% населения. В России противоположная ситуация: 2/3 наших сограждан считают, что сотрудники МВД имеют отличающиеся от привычных представления о границах между добром и злом, мораль и нравственность. Получается, что в России (и на Украине) обыватели считают сотрудников внутренних дел особой кастой, имеющей иные, искаженные жизненные принципы и ориентиры.

Это убеждение подкрепляется ежедневными сообщениями о совершенных полицейскими преступлениях, некоторые из которых поражают воображение изощренной жестокостью. Граждане также видят вопиющие противоречия между политическими декларациями и реальной деятельностью высших офицеров и генералов МВД. Отчуждение и враждебность в такой ситуации неизбежны.

Авторы подчеркивают: доверие или настороженность граждан к полиции нельзя рассматривать отдельно от качества государства. Они отражают общую оценку эффективности государственных и общественных институтов. Положительное отношение к полиции чаще встречается в странах с прочными демократическими традициями, где свобода слова и гражданский контроль заставляют полицейских вести себя ответственно и честно. Этот принцип, правда, не срабатывает в авторитарных государствах, где полиция находится под контролем сверху, а граждане опасаются честно высказать свое мнение об «органах».

Для оценки работы полиции авторы проанализировали данные европейских социальных исследований 2006 и 2010 гг. (ESS), материалы исследования 2010 г. Life in Transition (LiTS), проводившегося под эгидой ЕБРР и ВБ.