От редакции: Деньгам места нет

Банкиры жалуются: компании перестали занимать у них деньги. Доля корпоративных кредитов в портфелях российских банков опустилась до минимума за пять лет. Банковские аналитики объясняют, что спроса на кредитные ресурсы нет, потому что компании не хотят реализовывать инвестиционные проекты (подробности в статье «Страшные деньги» в номере от 14.08.2012).

Компании отдают старые долги, тупо складируют заработанные деньги на счетах или выводят за границу. Все, что угодно, только не развитие бизнеса и уж тем более не новые проекты. Тот факт, что деньги не находят применения в России, подтверждается и постоянно растущими объемами оттока капитала за рубеж. Руководство страны давно убеждает нас, что еще пара месяцев – и капитал начнет возвращаться обратно, но пока эти прогнозы сбываются с точностью до наоборот.

Почему отечественные предприниматели потеряли интерес к инвестициям? Они больше не хотят богатеть или у них плохо с фантазией?

В то, что в нашей стране некуда вкладывать деньги, верится с трудом. Всего 10–12 лет назад Россия считалась невероятно перспективным рынком: 140 млн человек должны быть накормлены, обуты, одеты, обеспечены холодильниками, автомобилями, ресторанами, торговыми центрами, жильем и многим другим. На всем этом можно было зарабатывать немалые деньги, что обоснованно вызывало энтузиазм как у внутренних, так и у иностранных инвесторов. Наш внутренний рынок и до сих пор не насыщен даже по меркам развивающихся экономик с сопоставимым подушевым доходом, так что приложение деньгам можно было бы найти без труда. Но инвесторов тем не менее сковало ледяное равнодушие к огромному рынку.

Статистика отражает не только нехватку инвестиций в основной капитал, но и изменение их структуры. В числе отстающих былые лидеры роста – торговля, гостиницы и рестораны (падение на 60% в I квартале 2012 г.), железные дороги (падение на 18%), операции с недвижимым имуществом и, что особенно огорчает, вложения в человеческий капитал – образование и предоставление социальных услуг, где инвестиции упали на 11,3 и 2,2% соответственно.

Есть отрасли, куда деньги все-таки идут. Это нефтепереработка и химические производства, производство машин и оборудования, финансовая деятельность, производство стройматериалов и строительство, а также добыча полезных ископаемых.

Нетрудно заметить, что отрасли, куда деньги продолжают инвестироваться, – это, как правило, очень крупный бизнес. В перечисленных отраслях обычно высока доля государственного участия и, как правило, туда ограничен вход (в том числе слишком высоким порогом первоначальных вложений) – попробуйте создать в России новую газодобывающую компанию или построить нефтеперерабатывающий завод. Производство машин и оборудования тоже далеко не малый бизнес и растет в основном благодаря оборонке (т. е. за счет государственных вложений).

Зато лидеры падения инвестиций – это чаще всего секторы услуг, «новой экономики», малый и средний бизнес, отрасли, где преимущественно работают частные деньги. И где выручка складывается из денег населения, которое в последние два-три года сильно обеднело (в реальном выражении).

Выходит, вкладывать деньги в основной капитал в нашей стране решается только узкая группа компаний, связанная с государством и гарантированно защищенная от конкуренции и отъема собственности. Все остальные области как будто выжжены. Люди до такой степени не уверены в будущем, что готовы просто проедать заработанное. Предпочитают работать на той базе, что уже есть, терять свои рыночные позиции, но не рисковать и не высовываться.

В бизнесе остановка – это смерть. Только постоянная экспансия, завоевание новых потребителей, разработка новых продуктов дают бизнесу шанс на продолжение жизни. Получается, что российский бизнес отказывается жить, по крайней мере жить здесь. Мы можем списывать это на мировой кризис, заговор врагов или плохую погоду, но факт есть факт.