Ирина Мокроусова: Как продают "Домодедово"

Председатель совета директоров «Домодедово» Дмитрий Каменщик говорил в 2008 г.: «Средства производства рейдера – дефекты государственной машины, с помощью которых он побуждает государственные институты к каким-то действиям». «Домодедово» прошло через два цикла судов с государственными институтами. В одном оспаривались условия аренды аэродрома, в другом – итоги приватизации. «Рассчитывая, что противник измотан, [рейдер] придет и скажет: «Ну что, хотите продать?», – рассуждал Каменщик и уверял, что не измотан, а рейдера пока в глаза не видел.

Прошлой осенью стало известно, что «Домодедово» продается, но информация об активе, которую раздавали через инвестбанк Goldman Sachs, была уж очень скупа, жаловались покупатели: тот, кто хочет продать, так себя не ведет. Аэропорт не продается, заявила вдруг пресс-служба «Домодедово». Инвесторы ничего не поняли.

Это представление, похожее скорее на отражение очередной рейдерской атаки, чем на продажу, развернулось в тот момент, когда государство взялось объединять Московский авиаузел. Если «Домодедово» не друг этому образованию и объединяться не хочет, то значит – враг: помощник президента Игорь Левитин предложил включить аэродром «Домодедово» в создаваемую компанию, и Владимир Путин согласился.

Аэродром без терминала – кусок бетона, терминал без аэродрома – просто «стекляшка», и только все вместе – это аэропорт. Чтобы оставаться аэропортом, «Домодедово» придется арендовать аэродром у конкурента, а у того могут быть свои планы: не сдавать его в аренду или сдавать по заоблачной цене. Тому же конкуренту решать, так ли уж нужна «Домодедово» новая взлетно-посадочная полоса. Куратор авиаузла Левитин, например, считал, что «Шереметьеву» нужнее. Но если «Домодедово» не получит новую полосу, то в 2016 г., когда одна из двух нынешних полос будет закрыта на реконструкцию, клиенты уйдут к конкуренту.

Прежде против «Домодедово» действовали отдельные госинституты, теперь на аэропорт несется сама государственная машина с Путиным за рулем. Единственный способ собственникам «Домодедово» сохранить бизнес – повлиять на «водителя»: убедить, что его призывают ехать не в ту сторону и включать аэродром «Домодедово» в единый авиаузел не нужно. Ведь из-за рисков разрыва аэропортовой связи между терминалом и аэродромом, с которыми столкнулось «Домодедово», актив стремительно обесценивается. Каменщик, может, и не измотан еще, но, кажется, он дождался того момента, когда к нему, наконец, придет его рейдер и скажет: «Ну что, а теперь хотите продать?»