Мария Эйсмонт: Как отделить суд от власти

Отношения между гражданами и представителями судебной системы уже давно перешли в стадию взаимного отчуждения, неприятия, страха и ненависти. Процесс над Pussy Riot только добавил накала: судебные приставы выталкивали неугодных, те писали на них жалобы в вышестоящие инстанции и желчные комментарии в соцсетях. Судье Сыровой выделили охрану и запретили журналистам снимать все кроме рук, но спустя несколько часов после оглашения приговора по блогам вовсю гуляли фотографии ее самой и ее личного автомобиля, сделанные у здания суда одним из сочувствующих осужденным девушкам. На подъезде дома, где, как полагают, она прописана, висели листовки «Позор нашей соседке Марине Львовне Сыровой» с указанием адреса и номера домофона. Это неприемлемая для приличного общества интимидация человека. Это некрасивая, но объяснимая реакция на тот факт, что легальных возможностей у гражданского общества хоть как-то повлиять на бесчеловечную, сросшуюся с властью судебную систему, кажется, уже не осталось.

Но история, происшедшая на прошлой неделе в подмосковном Жуковском с мировым судьей Павлом Сидоровым, дает слабую надежду найти такой рычаг – хотя бы на самом низовом судейском уровне. В начале мая, когда конвейер осуждений протестующих в Москве перерабатывал по несколько сотен человек в день, мировой судья Сидоров оправдал сразу пятерых задержанных полицией во время акций в защиту Цаговского леса. Все они обвинялись в «неповиновении законным требованиям сотрудников полиции», но, поскольку никаких доказательств полицейские представить не смогли, а протоколы были составлены с нарушениями, Сидоров закрыл дела «за отсутствием состава правонарушения». Однако стоило прокуратуре отменить все его оправдательные приговоры (а возможно, и провести с ним беседу), как в мировом участке 299 послышалось знакомое «нет основания не доверять сотрудникам полиции, потому что они при исполнении» (и это несмотря на видеозаписи, доказывающие невиновность задержанных, на противоречивые показания полицейских и нестыковки в рапортах). И вот на прошлой неделе, к несчастью для Сидорова и к счастью для гражданских активистов, пришло время его переутверждения горсоветом на следующий пятилетний срок. Такие утверждения обычно легко проходят местные советы, но не в этот раз: в зал заседаний пришли полтора десятка горожан и попросили своих депутатов не голосовать за судью, который выносит несправедливые решения и потерял доверие населения. В итоге только пять из 15 депутатов подняли руки за продление полномочий Сидорова. Остальные решили перенести рассмотрение вопроса на неделю и вызвать самого мирового судью для дачи объяснений.

Понятно, что такое решение пока нельзя назвать победой, но даже непереизбрание с первого раза и вызов на депутатский ковер по требованию гражданских активистов – шаг вперед к осознанию судьями своего истинного предназначения.