Владимир Милов: Вредные мигранты

Константин Сонин написал колонку, критикующую идею введения в России барьеров для мигрантов из южных стран («Полезные мигранты» – «Ведомости», 27.08.2012). В своей статье он почему-то предпочитает полемизировать с Юлией Латыниной, а не, скажем, с моей колонкой двухмесячной давности об экономике иммиграции, содержащей намного больше серьезных аргументов в пользу ограничения притока мигрантов.

Основной аргумент Сонина – использование дешевого труда мигрантов ведет к снижению издержек, а отказ от него, соответственно, может вызвать рост цен. Я сразу вспомнил аналогию конца 1990-х гг. – тогда бизнес повально не платил налоги, а одним из приоритетов правительства, наоборот, декларировалось повышение собираемости налоговых платежей. Тогда бизнес наперебой кричал: если нас заставить платить налоги «по полной», это приведет к остановке производств, росту цен и т. д.

Но при этом все понимали, что тотальная неуплата налогов предприятиями – это ненормально. И в итоге было найдено компромиссное решение: в начале 2000-х правительство пошло на существенное снижение налоговой нагрузки, а бизнес все-таки начал платить.

В чем основная проблема миграции? Из стран Средней Азии и Южного Кавказа в Россию ежегодно, только по заниженным официальным данным, переезжает до 300 000 человек. Почти все они пополняют рынок неквалифицированного труда, где спрос на рабочую силу не растет: как было в этой сфере 10 лет назад занято 7,5 млн человек, так и занято сейчас (при общем росте числа рабочих мест в стране на 4 млн). Приезжие малоквалифицированные работники не восполняют дефицит рабочей силы, а соревнуются в демпинге на рынке низкооплачиваемого труда. Их низкий уровень жизни способствует ухудшению социальных условий, росту криминала. Не секрет, что подавляющая часть преступлений насильственного характера совершается мигрантами, хотя официально эти данные скрываются. Рост доли детей из мигрантских семей в школах приводит к дополнительным проблемам в сфере образования. Низкоквалифицированные россияне лишаются возможности устроиться на нормально оплачиваемую работу и также десоциализируются.

Все это резко увеличивает совокупные издержки общества. Кому, как не Константину Сонину, шесть лет назад написавшему в «Ведомостях» статью «Экономика пробки» об издержках общества от дорожных пробок, не понимать этого? Не говоря уже о коррупции при выдаче разрешений на работу, которая исчезнет, если этот институт заменить прозрачной системой выдачи рабочих виз. А заключение соглашений о реадмиссии нелегальных мигрантов со странами Средней Азии резко облегчит переговоры о безвизовом режиме с ЕС, что серьезно снизит издержки российского общества.

Так что баланс издержек и выгод от миграционной политики «открытых дверей» – не в пользу доводов профессора Сонина.