Евгений Жадкевич: Сланцы как улика

Что такое дедуктивное и индуктивное познание мира

Выкроив время и потратив деньги на отпуск, вы боитесь разочарований и поэтому исключаете из поля зрения все ненадежные, случайные элементы

Существуют два метода познания и запоминания мира, увиденного в путешествиях. Первый, самый популярный, с небольшой натяжкой можно назвать дедуктивным. Выкроив время и потратив большие деньги на отпуск, вы боитесь разочарований и поэтому, как Шерлок Холмс, исключаете из поля зрения все ненадежные, случайные и необъяснимые элементы. На дедуктивном методе построен весь туристический бизнес. Вам предлагается общая радужная картина города или страны, совпадающая с расхожим представлением о них. Под эту общую картину подгоняются частности, которые вам доведется увидеть, испытать и попробовать.

Модные путеводители и сайты отзывов-рекомендаций, ставшие библией всех «независимых» путешественников, дидактично ведут вас по правильным местам, чтобы Франция оставалась страной хорошего вина и гусиной печенки, а Вена – городом Густава Климта и пирожных. После обеда можно сидеть в удобном кресле на вилле Фарнезина и смотреть в потолок на фрески Рафаэля с ощущением, что этот легкий художник так же хорош, как ростбиф с рукколой и стаканчиком кьянти в заведении, найденном в tripadvisor.com. Приверженцы дедуктивного метода любят, когда француженки выглядят так, как должны выглядеть француженки. Они огорчаются при виде мигрантов из Бангладеш, редко ездят городскими автобусами и не разговаривают ни с кем, кроме кассиров, консьержей и официантов. Они путешествуют, чтобы убедиться, что мир таков, каким его представляли. Каждому городу они отводят свои сезоны, делая исключение для Лондона, где в соответствии с дедуктивным методом время от времени должен идти дождь.

Второй метод – это туристическая индукция, когда путешественник сует нос туда, где его не ждут. Нахватавшись случайных и парадоксальных впечатлений, сторонники индукции пытаются сложить собственный пазл о стране и пройти путь от частного к обобщениям. Путешествующие индуктивисты спрашивают у торгующих слониками африканцев, откуда те родом, заходят в церкви во время мессы, арендуют работающие маяки и учатся зажигать на них лампы, подвозят автостопщиков и помогают внуку владельца семейного пансиона на Сицилии срывать к оплаченному ими завтраку инжир и помидоры. Правда, за недостатком времени они возвращаются домой, так и не собрав картинку. Их беспокоит смутное чувство, что на самом деле люди везде одинаковые, просто кому-то больше повезло с климатом. Среди них больше гуманистов и скряг, многие страдают патологической зависимостью от кед, Wi-Fi и Instagram, и их частенько грабят в нехороших кварталах Брюсселя.

Трэвел-дедукция скучновата, индукция – нервна и рискованна, но для создания более приятной картины мира нужно использовать оба метода. Скажем, Швецию можно смотреть индуктивно, вникая в подробности местной жизни без риска испортить себе настроение, а Беларусь – дедуктивно, подбирая лубочные картинки к стереотипам о молоке и гостеприимстве. Достоверное представление о жизни в Швеции вы получите в баре на Сёдермальме, где вам расскажут грустную, но уютную историю развода, в результате которого были куплены две квартиры в одном дворе, чтобы детям было удобнее поровну бывать с каждым из родителей, как решил суд. А вот иллюстрацией настоящей жизни в Беларуси, наполненной, как и наша, разнообразным рутинным абсурдом, будет объявление в придорожном кафе населенного пункта Костюковичи Гомельской области: «На улице Речицкой около дома Капитанов были утеряны фиолетовые шлепки (сланцы), важные улики в расследовании убийства. Нашедшего просим вернуть». Здесь пригодится дедукция.

Автор – генеральный директор туристического агентства «Остров Европа»