От редакции: Вперед в прошлое

Патриарх Кирилл обратился к исторической памяти россиян и призвал учесть уроки Отечественной войны 1812 г., объединиться вокруг идеалов победы 200-летней давности. «Пример актуален и сегодня, потому что нас должны объединять идеи, ради которых можно и должно отдать свою жизнь», – заявил он на молебне в память избавления от наполеоновского нашествия в храме Христа Спасителя.

Что кроме 200-летия Отечественной войны 1812 г. так привлекло Кирилла к событиям двухвековой давности и на какие идеалы он хотел бы опереться? Кириллу приятно сознавать, что православная вера и молебны накануне решающих битв укрепляли дух русской армии и простых крестьян во время тяжелых испытаний. Но причина обращения к истории не только в этом. Предстоятель Русской православной церкви обращается к прошлому как к идеалу государственного и общественного устройства. Тогда, по версии Кирилла, ключевым условием победы России в войне 1812 г. стали вера, борьба за которую объединила европеизированные верхи и патриархальные низы, и традиционное государственное устройство.

Историки продолжают спорить о причинах победы России над превосходящей «Великой армией». Но идеалы той поры – весьма тонкая материя. Одни участники войны, например Федор Глинка, отмечали большую роль религии и веры в воспитании стойкости и самопожертвования. Другие, как Алексей Ермолов, даже не вспоминают о молебнах и священниках и сосредоточены на традиционных воинских и гражданских доблестях: «В этот день [Бородинского сражения] все испытано, до чего может возвыситься достоинство человека. Любовь к отечеству, преданность государю никогда не имели достойнейших жертв... чувство гордости быть отечества защитником не имели славнейших примеров!» Защита веры стала важным пунктом войны, когда стало известно: оккупанты оскверняют храмы и святыни, это усилило партизанскую войну. Стоит ли придавать ей исключительное значение – вопрос спорный.

Кирилл обращается к истории скорее как политик-антизападник, видящий нашу страну противостоящей Европе и пытающийся сравнить нынешних недовольных с иноземными захватчиками. Но это опасная аналогия: получается, что нынешние атеисты и религиозные скептики – это враги, с которыми следует поступать, как с наполеоновскими солдатами и офицерами. Кроме того, хотелось бы знать, хочет ли предстоятель РПЦ, чтобы церковь управлялась, как в императорской России. До 1917 г. она была частью государства: 79 членов Святейшего синода назначал царь, а его главой был обер-прокурор – светский чиновник.