От редакции: Почему в России невозможна люстрация

Литовский Центр исследования геноцида и сопротивления в конце прошлой недели предал гласности списки штатных сотрудников КГБ, работавших в республике в годы советской власти. До этого центр опубликовал списки тайных агентов и более 600 документов о деятельности советских органов безопасности в Литве в 1940–1980-е гг. Мощный поток информации о пособниках «оккупационной власти» можно объяснить политической конъюнктурой: выборы в сейм назначены на 14 октября и компромат на конкурентов придется как нельзя кстати. Однако публикации о связях граждан со спецслужбами и, если говорить шире, люстрация в странах Балтии и Восточной Европы вызваны не только стремлением новых властей отомстить за прошлое.

В этих государствах политики и общество согласились, что прежняя номенклатура и (или) сотрудники и агенты спецслужб не имеют права занимать должности в новом госаппарате и избираться в парламент, а добровольное сотрудничество со спецслужбами бывших соцстран и (или) советским КГБ постыдно. Масштабы люстрации в разных странах различались. В Чехии и Польше сотрудничество с органами безопасности означало крах карьеры, длительный запрет на участие в политике касался широкого круга номенклатуры. В других странах круг исключенных был уже, в Болгарии бывшие агенты должны заявить о своем прошлом в случае выдвижения на выборную должность. Попытки расширить люстрацию и использовать ее в политических целях встретили сопротивление общества и независимого суда. В 2003 г. была подтверждена непричастность к сотрудничеству с КГБ экс-премьера Литвы Казимиры Прунскене. В 2007 г. конституционный суд Польши признал противоречащим конституции закон о люстрации, предусматривавший новую проверку на благонадежность сотен тысяч людей.

В России публикация списков агентов спецслужб ранее 75 лет со дня их создания запрещена 5-й статьей закона «О государственной тайне» и 25-й статьей закона «Об архивном деле в Российской Федерации». Сама служба в органах значительной частью общества считается доблестью и остается дополнительным козырем для получения счастливого билета в элиту. Так что вопрос об ответственности за преступления советского государства еще долго будет открытым.