Константин Сонин: Единое пространство экономистов

На прошлой неделе руководители ведущих вузов в области экономики и менеджмента создали ассоциацию. В нее вошли и ведущие университеты – МГУ, МФТИ, ВШЭ, РАНХиГС, МГИМО, у которых десятки тысяч студентов на десятках факультетов, но никаких ограничений по размеру не накладывалось. РЭШ является, по существу, отдельным факультетом экономики и финансов, студентов у нас – чуть больше 300. Смысл ассоциации – создание единого рынка ученых и преподавателей экономики и одновременно попытка установить хотя бы какие-то общие стандарты.

Такие ассоциации можно было бы создавать чуть ли не во всех специализациях. По сравнению с другими странами наши наука и образование куда более фрагментированы. Впрочем, у экономистов есть некоторые преимущества в построении единого пространства. Во-первых, в отличие от естественных наук речь не идет о восстановлении чего-то потерянного в последние 20 лет. Экономическая наука фактически пришла в Россию заново. Во-вторых, и снова в отличие от многих естественных наук, в которых значительная, если не большая, часть исследований ведется в академических институтах, в экономике практически вся научная деятельность ведется в вузах. Более 90% научных публикаций в международных журналах (и 100% публикаций в ведущих журналах) производится именно в высшей школе. Кроме того, в экономической науке существует единый мировой рынок экономистов и академические стандарты, принятые всеми лучшими университетами в мире. Сейчас уже пять факультетов экономики в России нанимают преподавателей на международном рынке; в ближайшие годы ожидается, что это число заметно увеличится. Наконец, на экономических факультетах наблюдается заметный приток сильных абитуриентов (прежде всего за счет тех, кто в советское время пошел бы в математики или физики).

Проблем, конечно, много. Качественным (и в худшую сторону) отличием российских экономических факультетов является практика найма на работу выпускников собственной аспирантуры. В американских и английских университетах такой наем не запрещен формально, но в реальности практически никогда не встречается. В Германии, в которой высшее образование исторически устроено по-другому, долгое время действовали законодательные запреты.

Еще более сложной задачей выглядит установление единых стандартов. Если, например, провести проверку выпускников экономических программ на соответствие стандартам, заявленным в министерских документах, результат будет плачевным. Я не уверен, что даже на лучших факультетах ведущих вузов найдется больше 10–20 студентов, которые справятся с такими тестами. (Стандарты катастрофически завышены по сравнению с тем, что реально усваивается.) Необходимо сформулировать стандарты так, чтобы они, с одной стороны, отражали реальность и с другой – задавали для экономических факультетов хорошие ориентиры. Сложно, конечно, но эта сложность в каком-то смысле залог успеха: ничего не делать в нашей ситуации невозможно.